Библиотека

Автор диссертацииНаименование диссертацииШифр научной специальностиНаименование научной специальностиТип диссертацииГод защиты
Потешкин А.В.Развитие координационных способностей у учащихся 10–11 лет с церебральным параличом на внеурочных занятиях по адаптивному физическому воспитанию
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2022
Получены новые данные о проявлении координационных способностей у учащихся с гемипаретической формой: способность к согласованию и комбинированию движений, реагированию, кинестетическая способность лучше развиты у девочек; способность к ориентированию лучше развита у мальчиков. Получены новые данные о проявлении координационных способностей у учащихся со спастической диплегией: способность к согласованию и комбинированию движений, сохранению равновесия, темпо-ритмовая способность лучше развиты у девочек; способность к ориентированию лучше развита у мальчиков. Выявлено, что учащиеся с гемипаретической формой, в сравнении с учащимися со спастической диплегией, характеризуются более высокими результатами почти по всем проявлениям координационных способностей, за исключением способности к согласованию и комбинированию. Выявлено, что учащиеся с гемипаретической формой, в сравнении с типично развивающимися учащимися, имеют более высокие результаты проявления следующих координационных способностей: способность к ориентированию (проявляемая в движении верхними конечностями), темпо-ритмовая способность у мальчиков (проявляемая в движении нижними конечностями), кинестетическая способность, статокинетическая способность у девочек (проявляемая в движении нижними конечностями). Научно обоснованы и экспериментально апробированы наиболее информативные и надёжные упражнения для определения координационных способностей у учащихся со спастической диплегией и гемипаретической формами ДЦП. Определены кластеры координационных способностей, учитывающие пол и двигательную патологию ДЦП; – разработана экспериментальная методика развития координационных способностей, учитывающая последовательность их развития по результатам кластерного анализа, клинические формы, пол и исходные проявления изучаемых способностей у учащихся 10–11 лет. Предложено использование стабилографического биоуправления для развития не только статического равновесия, но и остальных специфических координационных способностей.pdf
Попова М.Р.Организационно-методические основы физического воспитания студентов специальной медицинской группы в адаптивной безопасной образовательной среде вуза
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2022
Введено в понятийный аппарат теории и методики физической культуры авторское семантическое понятие «адаптивная безопасная образовательная среда», рассматриваемое как пространство, содержащее стимулы, способствующие развитию антропологического знания о человеке, условия для поддержки чувства уверенности в себе, возможности самостоятельно развивать физические качества каждому студенту; – определены структурно-содержательные особенности адаптивной безопасной развивающей образовательной среды вуза для организации процесса физического воспитания студентов СМГ; – разработана и апробирована педагогическая модель физического воспитания студентов специальной медицинской группы в адаптивной безопасной образовательной среде вуза в условиях учебной и внеучебной деятельности, отражающая структуру и содержание педагогической системы физического воспитания студентов СМГ, которая функционирует внутри адаптивной безопасной образовательной среде вуза через методологические основы, процессуальные составляющие и мониторинговые процессы физического воспитания, которые направлены на коррекцию физического состояния и профессионально-деятельностную подготовку студента. Определены и обоснованы критерии объективной оценки физической подготовленности и физического развития, функциональных отклонений и адаптационных показателей студентов СМГ (физиологические, педагогические, антропометрические и психофизические), показатели обеспечивающие эффективность адаптивной безопасной развивающей образовательной среды вуза (педагогическое тестирование и контрольные испытания студентов СМГ) и уровни развития, которые позволяют достигнуть системного результата, а мониторинговые процессы – определить системный результат, что следует из наличия позитивных изменений субъективной личностной физической культуры и объективных показателей физического состояния студентов СМГ; – доказана эффективность педагогической модели физического воспитания студентов специальной медицинской группы в адаптивной безопасной образовательной среде вуза в учебное и внеучебное время, при внедрении которой происходят позитивные изменения показателей личностной физической культуры, которые в том числе связанны с применением коррекционных средств физической культуры и спорта для личностного развития, объективных показателей физической подготовленности и повышения уровня соматического здоровья студентов.pdf
Новиков И.В.Развитие координационных способностей мальчиков 7–9 лет с нарушениями слуха на занятиях спортивной гимнастикой
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2022
Конкретизированы знания о возможностях адаптивного физического воспитания опосредовать амплификацию развития детей 7–9 лет с нарушениями слуха и целесообразности в этом аспекте применения средств и методов спортивной гимнастики.pdf
Федорова Н.И.Система адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта в условиях семьи
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
докторская2021
Систематизированы знания о понятии «система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи», раскрывающееся как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, позволяющих повысить педагогическую компетентность родителей, необходимую им для реализации в условиях семьи режима двигательной активности детей с целью формирования у них психомоторных качеств для социализации и интеграции в обществе; - выявлены факторы, определяющие социально-педагогический статус семьи, влияющий на эффективность участия родителей в адаптивном физическом воспитании детей 3–7 лет с нарушением интеллекта в условиях семьи; - обоснованы концептуальные положения системы адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта в условиях семьи, охватывающие основные компоненты этой системы (дети, родители, органы государственной власти, лечебно-профилактические и образовательные учреждения, общественные организации инвалидов, различные программы), их взаимосвязи, а также методическое обеспечение ее функционирования и развития; - разработана, теоретически и экспериментально обоснована структурно-функциональная модель, направленная на образование родителей и формирование их педагогической компетентности в системе адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта в условиях семьи, на основе программно-методического обеспечения; - разработано, экспериментально апробировано и внедрено программно-методическое обеспечение системы адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта в условиях семьи, способствующее формированию у ребенка психических, двигательных способностей для социализации и интеграции в обществе. pdf
Агеева М.С.Чирлидинг в адаптивном физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2021
Актуализирована необходимость использования чирлидинга как средства, оптимизирующего психофизическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и обеспечивающего коррекцию имеющихся у них отклонений; – разработана классификация средств чирлидинга, обеспечивающая развивающий, формирующий, коррекционный и воспитательный эффекты педагогического воздействия; – разработана и обоснована методика использования чирлидинга в адаптивном физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; – получены объективные данные, доказывающие возможность повышения морфофункционального, физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе использования чирлидинга. pdf
Губарева Д.С.Адаптивное физическое воспитание детей с синдромом Дауна на основе музыкально-двигательных средств
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2021
Выявлены и обоснованы средства музыкально-двигательной подготовки, наиболее подходящие для детей с синдромом Дауна, а именно: комплексы ритмической гимнастики сюжетно-ролевой и игровой направленности, специальные музыкально-двигательные игры; – определены ведущие организационно-методические условия проведения физкультурных занятий с детьми младшего школьного возраста с синдромом Дауна на основе музыкально-двигательных средств (чередование упражнений координационного и аэробного плана, тьютерское сопровождение, публичное поощрение двигательной деятельности, использование спортивных атрибутов, выполнение упражнений в кругу (преимущественно взявшись за руки)); – разработана и обоснована методика адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с синдромом Дауна на основе музыкально-двигательных средств; – получены новые данные об уровне морфофункционального и психофизического состояния, общей двигательной функциональности детей младшего школьного возраста с синдромом Дауна в рамках реализации авторской методики; – доказана необходимость использования музыкально-двигательных средств в процессе адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна. pdf
Наумова Е.В.Методика внеурочных занятий по адаптивному физическому воспитанию младших школьников с интеллектуальными нарушениями на основе дифференцирования двигательной активности
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2021
Разработана экспериментальная методика внеурочных занятий по адаптивному физическому воспитанию младших школьников с умственной отсталостью на основе дифференцирования двигательной активности;  определена высокая положительная взаимосвязь быстроты с гиперактивностью школьников; высокая отрицательная связь статического равновесия, умения дифференцировать мышечные усилия и выносливости с гиперактивностью школьников; высокая положительная связь реагирующей способности с малоподвижной двигательной активностью младших школьников с умственной отсталостью;  получены новые данные об изменении показателей психофизического состояния младших школьников с умственной отсталостью в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием по экспериментальной методике. pdf
Терентьев Ф.В.Адаптивная физическая реабилитация подростков с онкопатологией после трансплантации гемопоэтических стволовых клеток
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2021
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была разработана и научно обоснована экспериментальная методика адаптивной физической реабилитации, которая достоверно улучшила физическое и эмоциональное состояние, а также качество жизни подростков с онкологическими заболеваниями после трансплантации гемопоэтических стволовых клеток. Впервые апробированы дистанционные методы самостоятельных занятий физическими упражнениями в стационарных условиях с оценкой самочувствия с помощью дневника самоконтроля. Впервые занятия физическими упражнениями, эффективность которых научно подтверждена, проводились на всех этапах: до трансплантации гемопоэтических стволовых клеток, в ранний послеоперационный период и в период восстановления. pdf
Головко А.А.Подготовка квалифицированных баскетболисток с нарушением слуха в адаптивном спорте
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2021
Разработана модель построения процесса физической подготовки баскетболисток с нарушением слуха, которая основывалась на компенсаторном подходе к разработке и внедрению средств и методов активизации посредством реализации сенсорно-двигательной синхронизации пространственно-временных характеристик движений и зрительного восприятия световых ориентиров. Исследованы особенности построения учебно-тренировочного процесса физической подготовки баскетболисток с нарушением слуха. Установлены факторы, определяющие необходимость совершенствования и изменения тренировочного процесса баскетболисток с нарушением слуха. Обоснованы требования, предъявляемые к физической подготовленности баскетболисток с нарушением слуха. Разработана методика физической подготовки баскетболисток с нарушением слуха, которая строилась с учетом принципа компенсации и взаимозаменяемости работы сенсорных анализаторов. Установлена избирательность средств, методов тренировки, которая варьировалась на основе изменения поступающих световых сигналов и индивидуальных поражений слухового анализатора, функционального состояния, игрового амплуа, а также характера игровых действий баскетболисток. В течение педагогического эксперимента, было выявлено достоверные различия в результатах оценки физической подготовленности баскетболисток с нарушением слуха. Доказана высокая эффективность разработанной педагогической модели физической подготовки баскетболисток с нарушением слуха.pdf
Георгиева Н.Г.Адаптивное физическое воспитание школьников специальной медицинской группы с использованием телесно-ориентированных методов
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2020
Разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий со школьниками специальной медицинской группы, включенной в структуру учебного процесса по физическому воспитанию и позволяющей, используя комплексный подход, реализовать оздоровительно-профилактические задачи. Конкретизированы научно-методические подходы к организации физического воспитания и образования школьников, отнесенных к СМГ. Систематизированы принципы, лежащие в основе методики коррекционно-развивающих занятий на основе телесно-ориентированного подхода; обосновано применение телесно-ориентированных методов в рамках учебного процесса физического воспитания школьников, отнесенных к СМГ.pdf
Логотип ЕМИР