Библиотека

Автор диссертацииНаименование диссертацииШифр научной специальностиНаименование научной специальностиТип диссертацииГод защиты
Чаюн Д.В.Моделирование персональной подготовки в спортивной аэробике на основе мониторинговых исследований
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2020
Определены модельные характеристики ключевых видов подготовленности спортсменов высокой квалификации (женщин–Ж/мужчин–М) по спортивной аэробике: по общей физической (Гарвардский степ-тест: Ж/М – 80/89 баллов; силой, согнувшись, стойка на руках: 6/9–10; сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 10 сек.: 17/19; сгибание-разгибание туловища за 30 сек. 32–33/33; прыжок в высоту: 44–47/60–61 см.; тест «восьмерка»: 8,54–8,15/7,5–7,3 сек.; наклон: 31– 32/28–30 см.); специальной физической («деласал»: 24–29/17–20; «рамка» с поворотом на 180º: 6/12; упор углом: 52–56 сек.; горизонтальный упор ноги врозь: 10–11 сек.; «страдл»: 14–15/17–18; прыжок с поворотом на 360º: 11/8; «либела»: 7; шпагаты: 7/6,1–6,3 балла); акробатической технической (40–45/39–44 балла); аэробной технической подготовленности (группа–А: 7–8/8 элементов; группа–В: 4 элемента; группа–С: 7/8 элементов; группа–D: 6/7 элементов). Обоснована детализация соревновательной оценки по критериям: «артистичность», «исполнение», «сложность» и алгоритм составления соревновательной программы с постепенным повышением «сложности» элементов (минимальная, стандартная, продвинутая) для соревнований различного масштаба. Разработан спортивно-педагогический инструментарий (критерии, показатели, параметры и коридоры значений) на основе модельных характеристик высококвалифицированных аэробистов по пяти видам подготовленности (общей и специальной физической, акробатической и аэробной технической, психологической) для выявления «западающих» сторон подготовленности и коррекции тренировочного процесса в спортивной аэробике, который может быть использован в массовой практике подготовки аэробистов, а также в смежных спортивных видах гимнастики. Разработан и внедрен в тренировочный процесс компьютерный программный продукт, позволяющий визуализировать уровень пяти сторон подготовленности аэробиста (общей и специальной физической, акробатической и аэробной технической, психологической) и оптимизировать тренировочный процесс, ориентирующий тренера и спортсмена на коррекцию «западающих» сторон подготовленности для успешной реализации соревновательной программы. Внедрена авторская модель персональной подготовки аэробистов на основе мониторинговых исследований, которая может быть использована в массовой практике тренерами по спортивной аэробике в детско-юношеских спортивных школах, в студенческом спорте и спорте высших достижений, а также на курсах повышения квалификации, конвенциях и семинарах специалистов в области спортивной аэробики и смежных видах гимнастики.pdf
Михайлова Т.В.Концепция подготовки тренеров в условиях интегрированной образовательной системы институтов спорта
13.00.08
Теория и методика профессионального образования
докторская2019
Практическая значимость исследования определяется эффективностью внедрения модели подготовки тренера в интегрированном образовательном пространстве институтов спорта, формирующей готовность студентов к работе тренера со спортивным резервом и высококвалифицированными спортсменами в системе «детско-юношеский – студенческий – спорт высших достижений – профессиональный спорт»; разработкой технологического обеспечения реализации комплексной модели подготовки тренера, позволяющей сформировать готовность студентов к тренерской работе, определить организационно-педагогические условия ее эффективности в ходе эксперимента; разработкой комплексной программы подготовки тренеров в вузах спортивного профиля, обеспечивающей эффективность формирования готовности студентов к тренерской деятельности. Практическим приложением и подтверждением предлагаемой концепции подготовки тренеров в условиях интегрированной образовательной системы институтов спорта РФ стало создание при институтах физической культуры учреждений среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена – колледжей физической культуры (например, Кубанский Государственный университет физической культуры, спорта и туризма; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; Воронежский государственный институт физической культуры и других). Теоретические положения и практические выводы в своей совокупности позволяют значимо изменить систему подготовки будущих тренеров в процессе обучения их в интегрированной образовательной системе института спорта. Обоснованные в работе концептуальные положения подготовки тренеров в интегрированной образовательной системе институтов спорта Российской Федерации могут быть рекомендованы специалистам, профессорско-преподавательскому составу физкультурно-спортивных вузов Российской Федерации для оптимизации процесса подготовки будущих тренеров по различным видам спорта.pdf
Логинов В.В.Теория и методика актуализации потребности школьников-спортсменов в освоении физической культуры
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
докторская2017
1. Разработана и апробирована технология актуализации потребности школьников в физической культуре, которая вооружает педагогов, тренеров-наставников научными знаниями о сущности, целях, задачах, принципах и педагогических условиях формирования современного физкультурного образования школьников. 2. Определены перспективы практического использования созданной концепции актуализации потребности школьников в физической культуре специалистами различных уровней (муниципалитетов, региональных структур) при разработке стратегии развития образовательного пространства детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), выступающих как феномен, связанный со спортивной культурой. 3. Разработанные и внедряемые в практику образовательных организаций учебно-методические пособия, рекомендации, методические указания и программы оказались эффективны и востребованы для социальной адаптации в межличностных отношениях «тренер-спортсмен» и «спортсмен-спортсмен» в командных видах спорта. 4. Диагностический инструментарий, предложенный в исследовании, уточненные критерии, уровневые характеристики и показатели актуализации потребности школьников в физической культуре обеспечивают логичность, системность и объективность контроля и мониторинга результатов проведенного исследования. 5. Выявленный практический опыт актуализации потребности школьников в физической культуре важен еще и тем, что полученные результаты могут быть использованы педагогами образовательных организаций общего, дополнительного и специализированного физкультурного образования при разработке программ и технологий творческой деятельности для целенаправленного развития образовательного пространства на всех этапах спортивной подготовки молодежи. pdf
Луткова Н.В.Стратегия игровой агрессии в соревновательной деятельности спортсменов
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
докторская2022
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые в терминологическую систему теории и методики спортивных игр введено новое понятие «игровая агрессия». Разработана шкала коэффициента агрессивности спортсменов игровиков различного возраста и квалификации. Показана динамика перманентного состояния агрессивности спортсменов игровиков в процессе многолетней подготовки, представляющая собой устойчивую категорию, которая может рассматриваться как отличительное свойство личности. Перманентное состояние агрессивности в детско-юношеском возрастном периоде целесообразно использовать в качестве критерия отбора для занятий избранным видом конкретной спортивной игры; - в систему комплексного педагогического контроля спортсменов игровиков внедрена программа VibraMed10, с помощью которой производится регистрация и анализ количественных показателей состояния игроков одновременно на трех уровнях: психическом, психофизиологическом и физиологическом. Разработана методика оценки перманентного состояния игровой агрессии квалифицированных спортсменов; параметр агрессивности представлен как универсальный показатель интегративного психофизиологического состояния спортсменов игровиков, выраженный согласованием взаимодействующих показателей и их рекомбинацией, являющейся следствием происходящей в организме игроков высокой квалификации многолетней адаптации к спортивной деятельности. Разработан цикл управления игровой агрессией, основанный на алгоритме фазовой структуры, главной особенностью которого является система комплексного педагогического контроля. Обоснована стратегия управления соревновательной деятельностью квалифицированных спортсменов на основе применения метода индивидуальных модельных характеристик агрессивности, ориентированных на их взаимосвязь с коэффициентом игровой агрессии.pdf
Русских Н.Г.Характеристика электрофизиологических показателей миокарда при физических нагрузках в первом детском (6-7 лет) и юношеском (18-19 лет) периодах онтогенеза
03.03.01
Физиология
кандидатская2020
Данные об электрической активности миокарда, полученные по длительности сегмента ТР (ИПС) и интервала РТ (АК) до и после кратковременных напряжений организма двух типов у детей и юношей, вносят вклад в дальнейшую разработку представлений о важнейших факторах, определяющих и регулирующих вариабельность ритма сердца (ВРС) и регуляторно-адаптивные возможности организма в целом. Полученные в работе материалы впервые проведенных комплексных межгрупповых и внутригрупповых исследований электрических свойств миокарда, в частности, особенностей изменений длительности и вариабельности интервалов ТР и РТ в зависимости от характера ФН и возраста, могут найти применение при анализе закономерностей и механизмов развития в онтогенезе ФР сердца, внести существенный вклад в изучение проблемы адаптации в возрастном аспекте, использоваться в качестве маркеров функционального состояния сердца в спортивной физиологии и клинике. Основные результаты исследования также могут быть использованы в качестве нормативных базовых данных о состоянии сердечно-сосудистой системы для возрастных групп в условиях Севера. Результаты исследований представляют методический интерес для организации работ по возрастной и спортивной физиологии, медицины. Представленные в диссертации материалы обследований могут быть использованы в лекционных курсах и на практических занятиях, в преподавании ряда медико-биологических учебных дисциплин (кардиологии, общей, возрастной, спортивной и экологической физиологии) в высших и средних учебных заведениях, при написании выпускных квалификационных работ и учебных пособий.pdf
Кузьменко Г.А.Интеллектуальное развитие подростков в детско-юношеском спорте
13.00.01
Общая педагогика, история педагогики и образования
кандидатская2018
Положения и выводы данного исследования могут применяться при разработке учебных программ, пособий по интеллектуальному развитию подростков различных спортивных специализаций, в практической деятельности тренеров и администрации образовательных организаций спортивной направленности, в диссертационных изысканиях в области педагогики по раскрытию нового направления интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте, выходящего за пределы уровня операций, и опирающегося на теоретико-методологическую базу исследования компонентов интеллекта, оптимизирующих спортивную деятельность подростков. Разработанный комплекс программ: для ступени основного и дополнительного образования спортивной направленности − «Физическая культура (развитие двигательных и сопряженных с ними интеллектуальных способностей обучающихся спортсменов)», «Воспитание интеллектуальных способностей у обучающихся подростков в спортивной деятельности», «Технология спортивной подготовки: развитие социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена» и другие, в том числе для ступеней высшего образования (магистратура, аспирантура) – успешно реализован в образовательных организациях г. Москвы, Московской области, г. Екатеринбурга, г. Сочи, Кабардино-Балкарской республики, Республики Саха (Якутия) и может быть использован в практике профессиональной деятельности тренеров; внесены к рассмотрению дополнения в содержание профессиональных стандартов «Спортсмен», «Специалист по организации, проведению и обеспечению инструкторской и методической работы в сфере физической культуры и спорта».pdf
Комолятова В.Н.Особенности электрогенераторной функции сердца в детско-юношеском спорте высших достижений
14.01.08
Педиатрия
докторская2015
Полученная в настоящем исследовании новая информация о состоянии здоровья детей-спортсменов, вовлеченных в спорт высших достижений, вошла в Национальные рекомендации Российского кардиологического общества (РКО) по допуску спортсменов с отклонениями в состоянии сердечно-сосудистой системы к тренировочно-соревновательному процессу и Национальные Российские рекомендации РКО по применению методики холтеровского мониторирования в клинической практике. pdf
Цветков М.П.Спортивно-оздоровительная деятельность как средство социального воспитания учащихся детско-юношеской спортивной школы
13.00.02
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
кандидатская2014
Разработана и обоснована модель социального воспитания обучающихся в детско-юношеской спортивной школе в спортивно-оздоровительной деятельности. Определено и охарактеризовано содержание социального воспитания, его формы и способы.pdf
Шепелев А.А.Методика занятий легкой атлетикой с детьми 5–7 лет на основе интеграции образовательных областей программы дошкольного образования
5.8.4
Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
кандидатская2023
Выявлены предпосылки для занятий легкоатлетическими упражнениями в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с детьми 5–7 лет на основе интеграции образовательных областей программы детского сада/ Определены биомеханические особенности выполнения детьми легкоатлетических упражнений; раскрыты возможности легкой атлетики как вида двигательной активности, обеспечивающего интеграцию образовательных областей программы дошкольного образования в детском саду. Разработана модель формирования основ легкоатлетической культуры личности детей 5–7 лет; разработаны тренировочные устройства и нестандартное оборудование для формирования основ техники выполнения легкоатлетических упражнений и коррекции двигательных ошибок, а также обеспечивающих условия для интеграции двигательной и познавательной деятельности детей. Разработана и экспериментально доказана методика занятий легкой атлетикой с детьми 5–7 лет на основе интеграции образовательных областей программы детского сада с применением тренировочных устройств и нестандартного оборудования, способствующая формированию целевых ориентиров дошкольного образования и переходу к формированию универсальных учебных действий в начальной школе. pdf
Сморчков В.Ю.Специальная подготовка в спортивном туризме с использованием многофакторных моделей дистанций и маршрутов
13.00.04
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
кандидатская2020
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что применение экспериментальной методики специальной подготовки в спортивном туризме с использованием многофакторных моделей дистанций и маршрутов способствует повышению специальной подготовленности по показателям развития психомоторных способностей, состояния психических процессов и уровня тактического мышления, что приводит к улучшению результативности соревновательной деятельности на дистанциях в природной среде. Данная методика может быть применена в спортивной подготовке и в других видах спорта, осуществляемых в природной среде (ориентирование, скалолазание, альпинизм и др.). Полученные результаты могут быть использованы в практике работы детско-юношеских спортивных школ, организациях дополнительного образования, осуществляющих подготовку по спортивному туризму, на курсах повышения квалификации и переподготовки тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов по спортивному туризму.pdf
Логотип ЕМИР