Автор(ы) статьи | Название статьи | Название журнала | Номер журнала | Год издания | Страницы | |
---|---|---|---|---|---|---|
Андриянова Е.Ю. Моисеев С.А. | УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ПОРОГА АНАЭРОБНОГО ОБМЕНА У НИЗКО- И ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ | 2024 | 6-15 | |||
Цель – по величине максимального потребления кислорода (МПК) изучить уровень общей физической работоспособности (ОФР), а также особенности достижения порога анаэробного обмена (ПАНО) у низко- и высококвалифицированных представителей различных видов спорта. Методы и организация исследования. Для определения ОФР спортсменов высокой и низкой квалификации ряда видов спорта (женщин и мужчин) в лабораторных условиях применены следующие тесты с возмущающим воздействием в виде физической нагрузки: прямой метод определения МПК (при использовании тредмила) и методика определения величины МПК (VO2 max) при использовании номограммы Астранда (с применением велоэргометрической или степ-тестовой нагрузки). Результаты и их обсуждение. Применение прямого метода определения МПК сопровождается получением статистически более однородных показателей по сравнению с другой опосредованной методикой измерения того же показателя. Высокая спортивная квалификация закономерно сопровождается значимым повышением ОФР по сравнению с таковой у менее опытных представителей спорта. Высококлассные спортсмены при достижении ПАНО демонстрируют тенденцию более индивидуализированной стратегии в деятельности кардиореспираторной системы по сравнению с новичками. Заключение. В статье проанализированы результаты применения двух видов тестов по оценке ОФР у спортсменов низкой и высокой квалификации. Произведён анализ величин МПК, ПАНО, проанализированы условия достижения последнего показателя со стороны сердечнососудистой системы. Это позволило определить ряд общих закономерностей изменения ОФР и особенностей функционирования организма человека по мере повышения спортивной квалификации. | ||||||
Даутова А.З. Валеева Е.В. Семенова Е.А. Максимов Н.А. Каун В.А. Назаренко А.С. Ахметов И.И. | АССОЦИАЦИЯ ПОЛИМОРФИЗМОВ ГЕНОВ EPAS1 И EGLN1 СО СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ПЛОВЦОВ | 2024 | 16-22 | |||
Цель исследования – изучение ассоциации полиморфизмов rs1614148 гена EGLN1 и rs6756667 гена EPAS1 со спортивной специализацией пловцов. Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 100 пловцов разной специализации и квалификации: 40 женщин (18±2,3 лет) и 60 мужчин (18,5±3,2 лет). Спортсмены были поделены на группы с учетом их специализации. В первую группу вошли пловцы, специализирующиеся на коротких дистанциях (50-100 м); во вторую группу – на 200-400 м, в третью – на 800-1500 м. ДНК была выделена из эпителиальных клеток буккального эпителия. Генотипирование образцов проводилось с помощью ПЦР в реальном времени. Результаты исследования. Установлено, что у пловцов, специализирующихся на длинных дистанциях, статистически значимо ниже частота GG генотипа (EPAS1) по сравнению со спринтерами (χ2=2,74, OR=0,29 (95%ДИ 0,08-1,05), p=0,04) и пловцами, специализирующимися на дистанциях 200-400 м (χ2=2,97, OR=0,28 (95%ДИ 0,08-1,00), p=0,04). У пловцов-стайеров доля лиц, имеющих в своем генотипе аллель А (EPAS1), составила 43,75%, что статистически значимо выше по сравнению с частотой встречаемости у спринтеров (27,5%) (χ2=3,39, OR=0,46 (95%ДИ 0,20-1,06), p=0,03). Анализ частоты встречаемости аллелей и генотипов полиморфизма rs1614148 гена EGLN1 не выявил статистически значимых отличий у пловцов в зависимости от их спортивной специализации. Заключение. Установлена ассоциация полиморфизма rs6756667 гена EPAS1 со спортивной специализацией пловцов. У спортсменов, специализирующихся на дистанциях 800-1500 м, преобладает частота аллеля rs6756667*А гена EPAS1, что может указывать на его потенциальную роль в спортивном отборе. | ||||||
Кобелькова И.В. Коростелева М.М. | ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ – ОЦЕНКА В ДИНАМИКЕ | 2024 | 23-29 | |||
Цель исследования – анализ фактического питания баскетболистов до и после нерегулярных образовательных мероприятий. Методы и организация исследования. Оценка фактического питания баскетболистов мужского пола, студентов ФГБОУ ВО МГАФК, проведена дважды: в 2022 (n=24, 20,9±1,8 года) и в 2023 – (n=26, 22,1±1,7 года) году. В 2022 году по результатам оценки фактического питания проведено индивидуальное консультирование каждого спортсмена. Фактическое питание спортсменов изучали частотным методом (компьютерная программа «Анализ состояния питания человека», версия 1.2.4 ГУ НИИ питания РАМН 2004 г.). После анализа результатов спортсменам были даны подробные индивидуальные рекомендации по оптимизации рациона. Обработку данных проводили с помощью IBM SPSS 20.0 (IBM, США), Excel 7,0. Протокол исследования (№ 11 от 15.12.2021 г. по теме ФНИ № FGMF-2022-0004) одобрен этическим комитетом ФГБУН ФИЦ питания и биотехнологии. Результаты исследования и их обсуждение. Структура питания обследованных баскетболистов была неоптимальной. Установлено, что частота потребления продуктов и блюд из зерновых была ниже рекомендуемой (в среднем 3,4 порции/сут.). Среднесуточное потребление мясных продуктов и блюд в первом исследовании соответствовало рекомендуемым уровням (в среднем 2,3 порций/сут.) и снизилось до 1,9 порций/сут. во втором. Отмечена высокая частота потребления кондитерских изделий: от 2,5 порций/сут. при первичном обследовании до 3,6 порций/сут. во втором. Выявлена низкая частота потребления молочных и рыбных продуктов, овощей и фруктов. Положительным результатом персональных консультаций для спортсменов является достоверное увеличение на 25% (р=0,023) частоты потребления овощей во втором исследовании. Заключение. Впервые представлены данные оценки фактического питания студентов-баскетболистов мужского пола уровня кандидатов в мастера спорта, 1-2-го разрядов в динамике. Эффективность индивидуальных консультаций, направленных на коррекцию пищевого поведения, может быть повышена при проведении исследований в динамике с оценкой соответствия фактического питания текущим задачам на каждом этапе тренировочного процесса. | ||||||
Крючков А.С. Фендель Т.В. Велков А.А. Зубков Д.А. | ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТРАТЕГИЕЙ ПОСТУРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ПОВЫШЕНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПРЫГУНОВ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА | 2024 | 84-98 | |||
Цель исследования: оценить влияние методик применения силовых упражнений с различной стратегией постурального контроля на показатели соревновательных прыжков на лыжах с трамплина у высококвалифицированных спортсменов. Методы и организация исследования. В ходе эксперимента, проводимого в период с 2021 по 2023 год с представителями сборной команды России по прыжкам на лыжах с трамплина, сравнивали результативность двух методик применения силовых упражнений в рамках подготовительного периода. Первая, «традиционная», методика предусматривала применение неспециализированных по биомеханике силовых упражнений в условиях устойчивой опоры, направленных на повышение максимальной и взрывной силы, и специализированных упражнений без отягощения на неустойчивой опоре, в которых имитировались фазы отталкивания от стола отрыва или управление рабочей позой на столе отрыва. Вторая, «альтернативная», методика предусматривала применение трёх комплексов силовых упражнений, неспециализированных по биомеханике: упражнений, выполняемых в условиях неустойчивой опоры либо неустойчивого отягощения, либо в сочетании – в условиях неустойчивой опоры при неустойчивом отягощении. Оценка эффективности влияния исследуемых методик осуществлялась методом контрольных испытаний (выполнение соревновательного упражнения на трамплинах К-90 и К-120, а также методом экспертной оценки (оценка техники). Результаты исследования и их обсуждение. «Альтернативная» методика более эффективна, чем «традиционная» методика, в отношении техники и длины прыжка с трамплина большой мощности (К-120). В отношении трамплина средней мощности (К-90) «альтернативная» методика эффективна в плане повышения скорости разгона и дальности прыжка, тогда как «традиционная» методика достоверно улучшает только скорость разгона. Заключение. «Альтернативная» методика обладает большей силой тренирующих воздействий (размером эффекта) в летний период подготовки по отношению к технике и дальности прыжка с трамплина большой мощности, а в зимний соревновательный период – по отношению к скорости разгона и дальности прыжка с трамплинов средней и большой мощности. | ||||||
Альжанов Х.Х. Авдеенко Д.В. | ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА БОЙЦОВ 15-17 ЛЕТ ПО СМЕШАННЫМ БОЕВЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ «ММА» НА ОСНОВЕ СИТУАЦИОННО-ЭПИЗОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА | 2024 | 30-37 | |||
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить эффективность методики формирования технико-тактического арсенала бойцов 15-17 лет по смешанным боевым единоборствам «ММА» на основе ситуационно-эпизодического подхода. Методы и организация исследования. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, экспертная оценка технико-тактической подготовленности; педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе КУ спортивного клуба А.М. Пушницы г. Омска. В процесс подготовки бойцов 15-17 лет внедрили экспериментальную методику формирования технико-тактического арсенала на основе ситуационно-эпизодического подхода. Результаты исследования и их обсуждение. Было проведено два контрольных среза: до эксперимента и после окончания эксперимента. Отмечается положительная динамика исследуемых показателей в обеих группах бойцов 15-17 лет смешанных единоборств «ММА» на протяжении всего эксперимента, но в показателях технико-тактической подготовленности у бойцов экспериментальной группы результаты были достоверно выше, чем у бойцов контрольной группы во всех показателях, кроме тестового задания в оценивании устойчивости в одноопорном положении, о чем свидетельствуют результаты исследований (таблица 1). Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что экспериментальная методика формирования технико-тактического арсенала бойцов 15-17 лет по смешанным боевым единоборствам «ММА» на основе ситуационно-эпизодического подхода позволяет более эффективно воздействовать на технико-тактическую подготовку и способствует успешности в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности бойцов, занимающихся смешанными боевыми единоборствами «ММА», по сравнению со стандартной программой спортивной школы. | ||||||
Демченко Ю.В. Головлёв В.А. Яцин Ю.В. Сальников В.А. | ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОКСЕРОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ СТИЛЕМ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКА, И ФАКТОРОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ | 2024 | 38-44 | |||
Цель исследования: изучить связи результатов различных форм проявления скоростных способностей и быстроты у квалифицированных боксёров-студентов со стилевыми особенностями и проявлением свойств их нервной системы. Организация исследования. Исследование проводилось на научно-исследовательской базе кафедры теории и методики единоборств и силовых видов спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. В исследовании принимали участие квалифицированные боксёры, студенты СибГУФК, в количестве 26 спортсменов. Скоростная подготовленность оценивали тестами: «Бег 100 метров», «Количество и максимальная резкость (МР) ударов», «ЛВПДР на звук», «Время удара», «Локальная скоростная выносливость» (ЛСВ). Результаты исследования и их обсуждение. В статье рассматривается связь индивидуально-психологических особенностей боксеров со стилевыми характеристиками ведения поединка и факторами, об- условливающими их эффективность. Показаны их различия, одновременно выявлены корреляционные связи с особенностями ударных действий. Так, боксеры-игровики имеют большее количество ударов в единицу времени, у «темповиков» выше резкость ударов, а у «нокаутеров» короче время нанесения ударов. В отношении индивидуально-психологических особенностей наибольшие связи тестовых показателей ударных действий выявлены с силой нервной системы и с внешним балансом между возбуждением и торможением. Заключение. Последовательный анализ стилей ведения поединка боксеров позволяет выделить сущностные свойства разных стилей, в той или иной степени характерных и для спортсменов, различающихся индивидуальными особенностями. Отмечается то, что формирование индивидуального стиля обусловливается сочетанием различных факторов, которые у одних оно может быть одно, у других иное. | ||||||
Зайцев А.А. Зайцева В.Ф. Тарасов А.Е. | ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ТУРИЗМЕ | 2024 | 45-52 | |||
Цель исследования: выявление особенностей проявления статокинетической устойчивости на туристических маршрутах и разработка нового подхода к ее тренировке. Методы и организация исследования. В качестве методов исследования выбраны теоретический анализ и обобщение данных научной и методической литературы, проектирование и конструирование технических устройств. На первом этапе изучались особенности сохранения статического и динамического равновесия в туристических походах на различных видах рельефа, его наклона и текстуры. Выявлялись механизмы возникновения головокружения у туристов при нахождении на возвышениях. На втором этапе осуществлялось проектирование и конструирование технических устройств для тренировки статокинетической устойчивости и отбор наиболее эффективных разнопрофильных платформ. На третьем этапе производился отбор наиболее эффективных упражнений для тренировки статокинетической устойчивости в предпоходный период. Основным условием было выполнение простых и сложных перемещений с грузом и без в условиях узкой, возвышенной и нестабильной опоры. Заключение. В статье показана роль статокинетической устойчивости в спортивно-оздоровительном туризме. Выявлены особенности проявления статического и динамического равновесия в различных условиях передвижения на маршруте. Дано описание высотного головокружения и мер по профилактике. Предложено тренировку статического и динамического равновесия осуществлять на специально спроектированных разнопрофильных платформах, моделирующих различные виды опоры на туристическом маршруте. Составлен необходимый и достаточный перечень упражнений тренировки статокинетической устойчивости в предпоходный период. | ||||||
Зекрин Ф.Х. | ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЗЮДОИСТОВ НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ | 2024 | 53-60 | |||
Цель исследования: выявить особенности и закономерности в динамике прироста показателей физической и функциональной подготовленности дзюдоистов на различных этапах многолетней спортивной подготовки. Методы и организация исследования. В ходе исследования были проанализированы результаты диагностики физической подготовленности (общей и специальной) и функциональных систем дзюдоистов в возрасте 9-23 лет, занимавшихся на этапах начальной подготовки (n = 105), тренировочном до 2 лет (n = 75) и свыше 2 лет (n = 60), совершенствования спортивного мастерства (n = 45) и высшего спортивного мастерства (n = 30). В рамках исследования использовали следующие методы исследования: метод анализа и обобщения данных научно-методической литературы, метод контрольных испытаний и методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. «Пиковые» значения в темпах прироста показателей, характеризующих общую и специальную физическую подготовленность, во времени практически синхронизированы, за исключением специальной гибкости, пик развития которой приходится у всех категорий дзюдоистов на возраст 12 лет. Темпы прироста показателей общей и специальной физической подготовленности дзюдоистов тяжеловесов на временной шкале «отстают» (примерно на год) от пиковых значений темпов прироста, зафиксированных у дзюдоистов-легковесов и дзюдоистов-средневесов, за исключением показателей общей и специальной гибкости. Прирост результатов показателей общей и специальной физической подготовленности обусловливается соответствующими изменениями в развитии функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной. Заключение. Выявленный факт гетерохронного развития общей и специальной физической подготовленности и функциональных систем организма дзюдоистов с указанием конкретных локализованных сензитивных периодов должен учитываться тренерами при работе с различными категориями дзюдоистов на всех этапах многолетней спортивной подготовки. | ||||||
Зекрин Ф.Х. | ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ | 2024 | 61-68 | |||
Цель. Выявить различия в показателях физической и функциональной подготовленности дзюдоистов, занимающихся на разных этапах многолетней спортивной подготовки. Методы и организация исследования. Для определения факторной структуры физической и функциональной подготовленности дзюдоистов в исследовании приняли участие 80 спортсменов, по 20 дзюдоистов на этапе начальной подготовки, учебно-тренировочном этапе до 3 лет и свыше 3 лет, этапе совершенствования спортивного мастерства. Факторная структура физической и функциональной подготовленности определялась с помощью корреляционного анализа (метод ранговой корреляции Спирмена). Определялась величина воздействия факторов физической и функциональной подготовленности дзюдоистов на соревновательную результативность на первенствах Пермского края, Приволжского федерального округа и России. Результаты исследования и их обсуждение. Сопоставительный анализ факторных структур физической и функциональной подготовленности дзюдоистов выявил существенные различия на каждом этапе многолетней спортивной подготовки. Так, на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе до 3 лет наибольшее влияние на спортивный результат имеют факторы скорости, скоростно-силовых способностей, гибкости и нервно-мышечной системы (помехоустойчивость, реакция на движущийся объект, концентрация внимания). На учебно-тренировочном этапе свыше 3 лет и этапе совершенствования спортивного мастерства наибольший вклад в спортивный результат вносят факторы скоростно-силовых способностей, выносливости, координации, сердечно-сосудистой (проба Руфье, максимальная анаэробная мощность при работе ногами и руками) и дыхательной (должная жизненная емкость легких, пробы Штаге и Генчи) систем. Заключение. Полученные результаты позволят тренерам эффективнее повышать физическую и функциональную подготовленность дзюдоистов, корректируя направленность тренировочных нагрузок в зависимости от специфики каждого этапа многолетней спортивной подготовки. | ||||||
Костарева С.В. Сергеев В.Г. Чучков В.М. | ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ | 2024 | 69-76 | |||
Цель исследования – выявить подходы к оценке психологического компонента психофизического состояния и оценить его влияние на результат соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков. Материалы и методы исследования. Анализ подходов к оценке психологического компонента психофизического состояния был выполнен по результатам анализа литературных источников. В ходе эмпирического исследования с помощью опросных методов у юных лыжников-гонщиков были выявлены: мотивационная составляющая спортивной деятельности, психоэмоциональное состояние, волевые качества, уровень тревожности и коммуникативные способности. Исследование проводилось на базе МАУ ДО СШ «Рекорд», г. Чайковский в 2023 г. Влияние на результат соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков психологического компонента психофизического состояния определялось на основе корреляционного анализа. Результаты исследования. Исследования показывают, что психофизическое состояние спортсменов рассматривают с точки зрения физического, функционального, психофизического компонентов, психологической и физической подготовленности. Авторами предложено психологический компонент психофизического состояния оценивать по показателям мотивации, психоэмоционального состояния, волевых качеств, уровню тревожности и коммуникативным способностям. Выявлено, что на результат соревновательной деятельности юных лыжников-гонщиков значительное влияние оказывают уровень тревожности и волевые качества. Умеренный вклад в результат соревнований вносят психоэмоциональное состояние и мотивация. При этом с результатами соревнований слабо связаны межличностные отношения и соревновательная тревога. Практически не влияют на них коммуникативные способности. Заключение. Оценивая психологический компонент психофизического состояния, в первую очередь необходимо обращать внимание на показатели волевых качеств, которые показали наиболее тесную связь с результатом в соревнованиях юных лыжников-гонщиков, а также стоит уделить внимание предстартовому психоэмоциональному состоянию. | ||||||
Коновалов И.Е. Андреев Д.С. Андреев В.В. Елисеев С.А. | ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОЦЕНКИ УТОМЛЕНИЯ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СБОРНОЙ КОМАНДЫ УНИВЕРСИТЕТА) | 2024 | 77-83 | |||
Цель исследования: выбрать инструменты для идентификации и оценки утомления у квалифицированных баскетболистов (на примере сборной команды университета). Методы и организация исследования. В качестве методов исследования применялись: анализ и обобщение научно-методической литературы; тестирование, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе Поволжского ГУФКСиТ. Выборка испытуемых для снятия функциональных проб составила 32 баскетболиста. Изучались антропометрические показатели и оценивались функциональные возможности спортсменов. Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования были определены и обоснованы перспективные инструменты, направленные на идентификацию и оценку утомления у квалифицированных баскетболистов. Полученные в ходе антропометрического исследования данные показали, что у баскетболистов они находятся в среднестатистическом сегменте для данной категории занимающихся, т.е. их показатели находятся в пределах нормы. Для изучения функциональных возможностей баскетболистов проводились следующие пробы: Вингейт-тест, проба Ромберга, биоимпедансометрия и газоанализ. Представленные данные по всем исследуемым показателям находятся в пределах нормы для возраста занимающихся и специфики вида спорта, их использование позволяет идентифицировать и оценить состояние утомления квалифицированных баскетболистов. Заключение. По итогам проведенного эксперимента можно сделать заключение о том, что в современном студенческом баскетболе, где происходит постоянное повышение интенсивности соревновательной деятельности, актуальным становится вопрос форсированной подготовки. Одним из базовых элементов такой подготовки, способных обеспечить качество тренировочных занятий и результативность игровой деятельности в студенческом баскетболе, является постоянный мониторинг физического и психологического состояния игроков, идентификация источника возникающего у них утомления, проведение его оценки и на этом основании подбор наиболее эффективных средств и методов для минимизации данного явления. | ||||||
Крючков А.С. Фендель Т.В. Велков А.А. Зубков Д.А. | ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО И НЕУСТОЙЧИВОГО СИЛОВОГО ПОЛЯ, НА ПОКАЗАТЕЛИ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПРЫГУНОВ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА | 2024 | 99-114 | |||
Цель исследования: оценить эффективность силовых тренировок прыгунов на лыжах с трамплина, направленных на развитие максимальной, взрывной и быстрой силы, с использованием упражнений, выполняемых в условиях устойчивого силового поля, и тренировок с комбинированным воздействием упражнений, выполняемых в условиях устойчивого и неустойчивого силового поля. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на 16 мужчинах – членах сборной команды России по прыжкам на лыжах с трамплина – в период с мая по октябрь 2022 года. В ходе исследования сравнивали результативность двух методик применения силовых упражнений в рамках подготовительного периода. Спортсмены группы 1 (10 человек) тренировались по традиционной методике, которая предусматривала применение только силовых упражнений, выполняемых в условиях устойчивой опоры, направленных на повышение гипертрофии, максимальной, взрывной и быстрой силы. Спортсмены группы 2 (6 человек) тренировались по альтернативной методике, в рамках которой применение силовых упражнений, аналогичных традиционной методике (70%), комбинировалось с применением трёх комплексов силовых упражнений, неспециализированных по биомеханике: упражнений, выполняемых в условиях неустойчивой опоры либо неустойчивого отягощения, либо в сочетании – в условиях неустойчивой опоры при неустойчивом отягощении (30%). Метод изокинетической динамо- метрии применяли для оценки силовых способностей мышц-сгибателей и разгибателей коленного сустава правой и левой конечности (использовали данные, полученные на роботизированном комплексе Biodex System 4 Pro). Для оценки степени влияния тренирующих воздействий каждой методики на различные типы силовых способностей рассчитывали «размер эффекта». Результаты исследования и их обсуждение. Обе выдвинутые нами гипотезы: о том, что применение упражнений, выполняемых в условиях неустойчивого силового поля, в комбинации с традиционными силовыми упражнениями приведёт к снижению способности спортсменов развивать максимальное мышечное усилие на высокой и низкой скорости движения, и о том, что применение упражнений, выполняемых в условиях неустойчивого силового поля, в комбинации с традиционными силовыми упражнениями приведёт к снижению способности спортсменов к быстроте достижения максимального усилия при преодолении как значительной, так и незначительной величины внешнего сопротивления, подтвердились только для отдельных этапов подготовительного периода. Заключение. Эффективность развития максимальной, взрывной или быстрой силы определяется типом неустойчивости силового поля в применяемых упражнениях. Наиболее эффективным с позиции развития абсолютных значений силовых способностей является сочетание упражнений, выполняемых на неустойчивой опоре и «комбо» в режиме взрывной и быстрой силы. На обще- и специально-подготовительном этапах силовые упражнения, выполняемые в условиях неустойчивого силового поля, в сочетании с традиционными упражнениями обладают меньшей силой тренирующего воздействия на скоростные способности мышц по сравнению с упражнениями, выполняемыми в условиях устойчивого силового поля. | ||||||
Макеева В.С. Жао Ф. | РИТМО-ТЕМПОВАЯ ПОДГОТОВКА В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ | 2024 | 115-120 | |||
Цель: организация тренировочного процесса баскетболисток 15-16 лет с включением средств и методов, направленных на формирование ритма и темпа движений для формирования правильности, точности, находчивости и рациональности передвижений. Методы и организация исследования. В рамках констатирующего и формирующего этапов эксперимента продолжительностью восемь месяцев принимали участие баскетболистки 15-16 лет в количестве 21 чел. Формирующий эксперимент разделен на два этапа, каждый по четыре месяца. В рамках первого этапа применялись упражнения с целевым ориентиром на быстроту и правильность выполнения движений, направленных на усвоение ритма и темпа с включением в занятия танцевальных движений, с изменением привычных условий выполнения благодаря музыкальному сопровождению, с заданным темпом и ритмом; на втором создавались комплексы упражнений с целью формирования находчивости и рациональности при выполнении передвижений. Использовались упражнения с чередованием разных типов ритмов (случайных, регулярных, переменных, волнообразных и прогрессивных). Результаты исследования и их обсуждение. По данным оценки результатов в тестах, принятых в баскетболе, установлена положительная динамика в показателях интеллектуальных и двигательных заданий. Статистически значимые различия выявлены в показателях оценки времени продолжительности атаки, передвижениях с изменением скорости и направления, а также в показателях интеллектуальной мобильности по отношению к исходному уровню, а также показателях, достигнутых на заключительном этапе по отношению к промежуточному (2-му этапу). Заключение. Установлены положительные, но статистически недостоверные, различия в тесте «тормозной путь». В тесте «интеллектуальная мобильность» установлены значительные различия внутри группы спортсменок на всех этапах тестирования, что может быть принято в качестве показателя для отбора перспективных игроков для продолжения спортивной карьеры. | ||||||
Попова А.И. Сергеев В.Г. Чучков В.М. | МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГУЛИСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ | 2024 | 121-128 | |||
Проблемная ситуация заключается в недостаточной научно-методической разработанности критериев оценивания основных характеристик спортивно-технического результата соревновательной деятельности в могуле. Цель исследования – изучение структуры техники соревновательного упражнения, выявление модельных характеристик и анализ спортивно технических результатов на этапах Кубка мира в могуле. Материалы и методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ и обобщение документальных источников (протоколов этапов Кубка мира среди женщин 2017-2023 гг.). Результаты исследования. Спортивно-технический результат соревновательной деятельности могулисток включают следующие компоненты: повороты, прыжки и время прохождения трассы. Структура оценки выступления спортсменки: балл за повороты – 60 % (мах), балл за прыжки – 20% (мах) и балл за время (скорость движения по трассе) – 20% (мах). Итоговая оценка лидеров международных соревнований колеблется в пределах 72-77%. из 100% (мах) возможных баллов. Основными критериями оценки в показателе «повороты» являются амортизация, положение корпуса и ведение лыж (карвинговый поворот). В прыжках оценивается уровень сложности фигуры (определяется по коэффициенту), стиль и качество исполнения элемента (наличие ошибок в технике движений спортсмена). Могулисты высокой квалификации чаще всего выполняют такие элементы, как backTuck, backLayout, backFull, Offaxis 720, frontFlip и BackPuckwithposition. Время прохождения трассы оценивается по установочному коэффициенту. Заключение. Проведенный теоретический анализ научно-методической литературы по фристайлу, правил и протоколов международных соревнований позволил выявить, что спортивно-технический результат соревновательной деятельности могулисток включает следующие компоненты: повороты, прыжки и время прохождения трассы. В структуре спортивно-технического результата могулисток определяющее значение имеет техника поворотов. | ||||||
Горелов А.А. Манжелей И.В. Зайцев А.А. Румба О.Г. | ЭКСПЕРТИЗА ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА | 2024 | 129-135 | |||
В настоящей статье представлен анализ прошедших экспертизу в экспертном совете по педагогике и психологии диссертаций по новым научным специальностям – 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка, 5.8.5. Теория и методика спорта, 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура. Интерес представляют проблемные поля исследований по каждой специальности, а также информация о количестве защищенных диссертаций по этим специальностям в вузах страны. Кроме этого, авторами статьи сформулированы встречающиеся недостатки, отражающие некорректность методологического аппарата исследования, методологические ошибки при организации и описании опытно-поискового исследования, отсутствие соотносимости полученных автором научных результатов с объективной более широкой реальностью. Проведенный анализ показал уменьшение в 2023 году количества аттестационных дел, представленных в экспертный совет ВАК РФ по педагогике и психологии по указанной группе специальностей. По мнению авторов, это связано с процессом перерегистрации и открытия диссертационных советов согласно новым паспортам специальностей, а также повышением требований к качеству и введением четких критериев доказательности научных исследований в области наук об образовании. | ||||||
Касмакова Л.Е. | НЕЙРО-КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ | 2024 | 136-143 | |||
Цель исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании методики адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушениями речи посредством применения нейро-кинезиологических игр, специальных и дыхательных упражнений. Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, метод контрольных тестов оценки координационных способностей и речевого развития, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Обследованы 100 детей с нарушением речи. Проведен анализ показателей координационных способностей и речевого развития по 11 контрольным тестам и сравнение полученных результатов с нормативными показателями. Результаты исследования и их обсуждение. С учетом выявленных особенностей развития координационных способностей и речи разработана методика адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушением речи, состоящая из шести взаимосвязанных блоков: I блок – нейро-кинезиологические упражнения без предметов, II блок – нейро-кинезиологические упражнения с маленькими мячами с шипами, III блок – нейро-кинезиологические упражнения с большими мячами на балансировочной доске Бильгоу, IV блок - нейро-кинезиологические игры, V блок – дыхательные упражнения, VI блок –упражнения на расслабление и растяжку. Экспериментальная методика апробирована в условиях педагогического эксперимента на протяжении 12 месяцев. Заключение. Внедрение экспериментальной методики способствовало повышению показателей координационных качеств и речевого развития детей с нарушениями речи. | ||||||
Ковалёв А.А. | ТЕХНОЛОГИЯ НОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ | 2024 | 144-152 | |||
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование технологии нормирования физических нагрузок на основе цифровых данных ЧСС носимых устройств для повышения эффективности занятий оздоровительной направленности. Методы исследования. Теоретический анализ, обобщение данных научных публикаций, статистический и ранговый анализ. Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривается технология нормирования физической нагрузки занимающихся оздоровительной физической культурой. Проблема нормирования физической нагрузки имеет два противоречия: массовое распространение носимых технологий и недостаточное использование их функционала для решения задач нормирования оздоровительной физической нагрузки; повышение эффективности занятий оздоровительной направленности и отсутствие современных технологий определения персонифицированных норм. Для решения проблемы персонификации норм предлагается применять теорию рангового анализа, которая является перспективной при исследовании суточных негауссовых данных пульса, полученных с помощью носимых устройств. Технология нормирования физической нагрузки состоит из этапов подготовки, сбора и обработки данных и выработки предложений. По результатам технологии на основе нижней, верхней границ и тренировочного потенциала определяются персонифицированные значения норм физической нагрузки для трех уровней подготовки (начальный, средний, продвинутый). Заключение. Полученные рекомендации могут быть использованы в качестве персональных норм физической активности и при необходимости обновлены (через месяц, квартал или год). Полученные нормы физической нагрузки могут отслеживаться с помощью смарт-часов как во время, так и после занятий. При этом полученные нормы пульса являются персональными и подходят только для одного человека. Предложенная технология позволяет определять персонифицированные нормы физической нагрузки и составлять эффективные физкультурно-оздоровительные программы для занимающихся оздоровительной физической культурой. | ||||||
Максимова С.Ю. Ушакова И.А. Ткачева Н.Д. | МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ | 2024 | 153-158 | |||
Цель. Разработать специальную методику формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков через волонтерское сопровождение двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы и организация исследования. Научная работа осуществлялась на основе методов анализа научно-методической литературы и нормативных документов, моделирования, логической интерпретации и заключений. Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная методика имеет определенную структуру, где каждый из ее компонентов взаимосвязан друг с другом. Общее направление педагогического процесса задается целевыми установками, ориентирующими на формирование инклюзивной культуры у студентов-медиков через тьюторскую деятельность. В качестве средств достижения поставленной цели выступали теоретические занятия по объяснению специфики развития детей с ограниченными возможностями здоровья и их двигательной подготовки и непосредственно волонтерская деятельность в рамках физкультурных занятий. Работа осуществлялась на основе методов объяснения, практического выполнения тьюторской деятельности: помощи ребенку, страховки, пассивного и пассивно-активного выполнения движений. Реализовывался педагогический процесс через лекции и практические физкультурные занятия. Заключение. Разработанная методика характеризуется целостностью и взаимосвязанностью компонентов. Она была внедрена в процесс обучения студентов-медиков. В рамках апробации методики были проведены физкультурные занятия с детьми с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития. Также были внесены изменения в содержание учебных дисциплин. Реализуемый процесс показал свою эффективность. | ||||||
Стеценко Н.В. | ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА | 2024 | 166-173 | |||
Цель исследования: изучить возможности цифровых технологий в решении актуальных вопросов в различных направлениях деятельности сферы физической культуры и спорта. Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение данных научных публикаций. Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрены актуальные вопросы различных направлений деятельности сферы физической культуры и спорта и их решения в рамках повсеместной цифровой трансформации, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Отмечено, по данным аналитического доклада специалистов Высшей школы экономики, стремительное развитие и активное использование «сквозных» цифровых технологий: нейротехнологии, искусственного интеллекта, новых производственных технологий, виртуальной и дополненной реальности, больших данных, робототехники и сенсорики, систем распределенного реестра, квантовых технологий, технологий беспроводной связи, промышленного интернета. Приведены примеры использования цифровых платформ и устройств для решения некоторых вопросов в каждом направлении деятельности сферы физической культуры и спорта: профессиональной подготовке специалистов, тренировочной и соревновательной деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности, научно-исследовательской деятельности, управлении в спорте, олимпийском движении, организации и управлении спортивными мероприятиями. Определены перспективные направления «сквозных» цифровых технологий. Заключение. Цифровой формат расширяет условия комфортности и упрощает работу в разных сферах человеческой деятельности. Выделены технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности как наиболее перспективные во всех направлениях деятельности сферы физической культуры и спорта. Создание единого цифрового пространства для аккумулирования всех основных управленческих процессов позволяет оперативно решать многие актуальные вопросы данной сферы. | ||||||
Мелихова Г.Е. Половникова М.Г. Алексанянц Г.Д. | ПОКАЗАТЕЛИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПОЖАРНЫХ Г. КРАСНОДАРА | 2024 | 159-165 | |||
Цель исследования: определить количественные показатели морфологического и функционального состояния у пожарных из числа личного состава федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю. Методы исследования: В исследовании приняло участие 61 человек мужского пола первого зрелого возраста из числа личного состава 12 отряда федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю. Оценка уровня морфологических характеристик проводилась путем антропометрических измерений: длины, массы и обхватных размеров тела, величины кожно-жировых складок, диаметров дистальных частей тела. Функциональные параметры кардиореспираторной системы оценивались по показателям частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких. Результаты обработаны с использованием математической статистики. Достоверность различий полученных параметров, определена по t-критерию Стьюдента. Результаты исследования и их обсуждения. У мужчин 1 (22-24 года) группы масса тела и обхватные показатели достоверно меньше исследуемых из 2 (25-29 лет) и 3 (30-35 лет) групп. Функциональные показатели: жизненной емкости легких (ЖЕЛ) демонстрирует, что наибольший показатель установлен у пожарных 1 группы, а мужчины 2 и 3 групп имеют достоверно меньшие результаты. При анализе ряда функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у пожарных выявлено, что частота сердечных сокращений (ЧСС) в 1 группе достоверно меньше при сравнении со 2 и 3 группами. Значения систолического артериального давления у мужчин 2 и 3 групп были достоверно (р < 0,05) увеличены по сравнению с пожарными 1 группы. Увеличение диастолического давления отмечалось только в 3 группе. Заключение. Для обеспечения оптимального уровня физической подготовленности и повышения эффективности работы пожарных первого зрелого возраста, необходимо оптимизировать программу профессионально-прикладной физической подготовки, учитывая индивидуальные морфологические и функциональные показатели. | ||||||
Сысоев А.В. | ИСТОРИКО-КОНТЕКСТНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ГИМНАСТИКА», «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ», «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ТЕЗАУРУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2024 | 174-182 | |||
Цель исследования: исследовать понятия «гимнастика», «физическое воспитание» и «физическое образование» в контексте изменения смысловой нагрузки с момента их возникновения до нашего времени. Методы исследования: Ретроспективный анализ возникновения понятий «гимнастика», «физическое воспитание» и «физическое образование» проводился на основе использования метода формально-логического, перцептивно-семантического анализа и синтеза. Технология историко-контекстного анализа, декларирующего необходимость проявления максимальной осторожности использования современных терминов и понятий при анализе источников прошлых времён, поскольку, во-первых, их могло не быть в те времена, а, во-вторых, смысловая нагрузка этих терминов и понятий могла быть совершенно иной. Результаты исследования и их обсуждение. Одним из главных научных направлений новой научной специальности 5.8.7 – Методология и технология профессионального образования является «Понятийный аппарат профессионального образования и его развитие». Данное направление имеет особую актуальность для формирования научных основ формирования тезауруса профессионального образования в сфере двигательной активности. Это обусловлено в первую очередь тем, что в настоящее время терминологический аппарат теории физической культуры переживает трудности, связанные с многозначностью многих понятий, которыми оперируют преподаватели физкультурных вузов. В настоящей статье предлагается исследователям, занимающимся формированием понятийного аппарата в сфере физической культуры и спорта, применять методологию историко-контекстного анализа. Его использование позволит не только исследовать ту или иную историческую реальность, но и глубоко вникнуть в историю возникновения тех или иных авторских воззрений. Данная технология позволит выявлять их сопричастность, с одной стороны, предшествующим (в историческом плане) идеям, а с другой – их роли в историческом осмыслении конкретного фрагмента исторического процесса путем реконструкции. В статье представлены результаты использования данного анализа на примере таких терминов, как «гимнастика», «физическое воспитание», «физическое образование». Заключение. Истоки возникновения термина «гимнастика» находятся во временах древней Греции. Судя по обнаруженным источникам, понятию «физическое воспитание» в 2024 г. исполнилось 200 лет, а понятию «физическое образование» в 2023 г. –180 лет (1843-2024). Изначально смысловая нагрузка терминов была иной и в настоящее время фактически не согласуется с их представлением в понятийно-терминологическом аппарате общей теории физической культуры. Это необходимо учитывать при определении их места в тезаурусе профессионального образования в сфере двигательной активности человека, особенно при формировании его методологии. | ||||||
Даумов А.А. | РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ИНДУСТРИИ ФУТБОЛА КАЗАХСТАНА | 2024 | 183-189 | |||
Цель исследования – проанализировать варианты выстраивания системной работы по подготовке спортивных менеджеров для индустрии футбола Республики Казахстан. Методы и организация исследования. Во время проведения исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, документальных источников и интернет-источников, а также метод изучения организации работы и взаимодействия объектов индустрии футбола. Для достижения поставленной цели были проанализированы нормативные документы, требования регламентов, научные статьи и интернет-сайты казахстанских и иностранных федераций футбола и футбольных лиг. Результаты исследования и их обсуждение. В рамках проведенного исследования были определены специалисты футбольных организаций – менеджеры спортивных направлений и менеджеры экономических направлений, для которых необходимо выстроить систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которая позволит начать качественное развитие футбола в Республике Казахстан. Заключение. По итогам проведенного исследования выделена большая потребность в повышении квалификации имеющихся специалистов и привлечении новых кадров на управленческий уровень индустрии футбола Казахстана для реализации задач «Стратегии развития казахстанского футбола до 2034 года». Успех в данном направлении невозможен без построения эффективной национальной системы обучения и подготовки футбольных менеджеров с учетом рекомендаций международных федераций. | ||||||
Фахретдинова А.Б. Новоселова М.С. | ЧАТ-БОТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ | 2024 | 190-200 | |||
Цель исследования – определить возможности использования чат-бота как современного инструмента построения коммуникаций с потребителями физкультурно-спортивных товаров и услуг. Методы и организация исследования. Исследование проводилось в течение 2021-2023 гг. на базе теннисных клубов Москвы и Подмосковья. Были применены методы опроса и эксперимента. Последний выразился в разработке и внедрении проекта «Tennis bot». Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования выявлены проблемы, с которыми сталкиваются спортсмены-любители в таком виде спорта, как теннис. Среди них: трудности поиска партнера для игры, тренера, спарринга, длительные временные издержки на бронирование корта, отсутствие знаний о том, как подобрать и где приобрести инвентарь и т.п. В результате был разработан и внедрен проект «Tennis bot», суть которого заключается в создании чат-бота как некой экосистемы, решающей обозначенные выше проблемы и создающей коммуникативное пространство для любителей тенниса. Заключение. Проведенное исследование сложностей, с которыми сталкиваются теннисисты-любители г. Москвы и Подмосковья, стало отправной точкой для создания проекта «Tennis bot», реализация которого показала востребованность использования чат-ботов как инструментов построения коммуникаций с потребителями физкультурно-спортивных товаров и услуг. |