Наука и спорт: современные тенденции

Наука и спорт: современные тенденции

Год: 2024Выпуск: S1

Автор(ы) статьиНазвание статьиНазвание журналаНомер журналаГод изданияСтраницы

Абалян А.Г.

Фомиченко Т.Г.

ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД В СССР: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ20246-14
Цель исследования – выявить и обосновать возможность и целесообразность применения опыта структурной организации научно-методического обеспечения (далее – НМО) сборных команд СССР в современной системе НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд. Методы и организация исследования: ретроспективный анализ материалов по изучаемой проблеме, методы обобщения и системного анализа. Результаты и их обсуждение. Анализ современных публикаций по проблемам НМО свидетельствует об актуальности исследования многолетнего опыта реализации НМО (в 1960-80-е годы в СССР и в ранний постсоветский период развития спорта) для его возможного применения в настоящее время. Ряд специалистов [4] считают необходимым вернуть в практику спорта ранее существовавшие модели НМО ‒ полного и неполного цикла. В результате анализа и обобщения нормативных актов и инструктивных писем времен СССР выявлен существовавший подход к организации НМО как к централизованной системе, объединявшей восемь крупных групп структурных подразделений, организаций и учреждений (подразделений) с четко выстроенной иерархией управления. Конкретизирована роль научных исследований в системе НМО. Установлено отсутствие юридической обоснованности и несоответствие современному трудовому законодательству требований повышения заработной платы научных работников, «занятых в работе комплексных научных групп». Обоснованы предложения по формированию системы НМО с учетом опыта советской системы и опыта подготовки к современным Олимпийским играм, а именно необходимость применения кластерного подхода с участием подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных научных учреждений и образовательных учреждений высшего образования при межведомственном и междисциплинарном взаимодействии с учреждениями, подведомственными ФМБА России, и иными заинтересованными организациями. Предлагаемый подход обеспечивает непосредственную взаимосвязь НМО подготовки спортивных сборных команд с реализацией замкнутого цикла прикладных научных исследований, направленных на решение проблем повышения эффективности системы подготовки спортсменов сборных команд России и внедрения их результатов в практику.

Александрова О.В.

Соломахин О.Б.

ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В АРМРЕСТЛИНГЕ202415-22
Цель исследования – определить основные понятия техники армрестлинга, классифицировать и систематизировать технические действия в армрестлинге. Результаты исследования и их обсуждение. Обоснована необходимость разработки единой терминологии и упорядочения имеющихся терминов. На основе анализа научно-методической литературы и правил соревнований приведены имеющиеся различия в описании технических приемов. Даются рекомендации для систематизации терминов и понятий, применяющихся в армрестлинге, представлен общий принцип классифицирования технических приемов и действий в армрестлинге. Представленная в ра-боте классификация основана на анатомических и биомеханических параметрах и описывает пространственные характеристики положений частей тела спортсменов относительно друг друга, спортивных снарядов, соперника. Заключение. Единая схема классифицирования технических приемов в армрестлинге будет способствовать изучению многообразия основных приемов и терминов, а также позволит упорядочить отношения между техническими действиями и приемами в целях развития вида спорта.

Бабушкин Г.Д.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА В СПОРТЕ202423-29
Цель исследования – обоснование психологических критериев отбора спортсменов в системе многолетней спортивной подготовки. Материалы и методы исследования. Проведен анализ специальной литературы по теории и методике спорта, спортивной психологии, психодиагностике. Выявлены предлагаемые авторами психологические критерии отбора в различных видах спорта. Предположено, что на конкретном этапе спортивного отбора целесообразными будут соответствующие этапу критерии отбора спортсменов. В качестве методов исследования были анализ специальной литературы, теоретическое исследование, системный подход, обобщение. Результаты исследования. Выявлено состояние проблемы психологических критериев отбора в спорте. На основе этого определены психологические критерии отбора на каждом этапе подготовки, обоснованы ожидаемые результаты. Выбор конкретных психологических критериев отбора в спорте базируется на задачах, решаемых на том или ином этапе подготовки спортсменов. На этапе начальной подготовки определяют целесообразность вида спорта, учитывая соответствие физических качеств ребенка требованиям, предъявляемым этим видом. На тренировочном этапе выявляются врожденные функциональные особенности сенсомоторики, задатки, способности. Целесообразным считается изучение типологических особенностей нервной системы. На этапе спортивного совершенствования выявляется прирост спортивных результатов и факторы, его определяющие. На этапе высшего спортивного мастерства выявляются: способность к психорегуляции, содержание предсоревновательной мыслительной деятельности, эмоциональный интеллект, степень переносимости психической нагрузки, стабильность выступления спортсмена на соревнованиях. Заключение. Изучение специальной литературы в русле спортивного отбора, выявление психологических качеств, обусловливающих успешность в спортивной деятельности, позволили обосновать концептуальную модель внедрения психологических критериев для отбора в системе многолетней подготовки спортсменов.

Зебзеев В.В.

Зданович О.С.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРИСТАЙЛИСТОВ В СКИ-КРОССЕ202430-35
Цель исследования – системный анализ двигательной деятельности фристайлистов в ски-кроссе. Методы и организация исследования. В работе применялись методы теоретического анализа и обобщения результатов исследований, видеоанализ и системный подход. Результаты исследования и их обсуждение. В статье показаны результаты системного анализа специфики двигательной деятельности ски-кроссистов. Применение методологии, положений и принципов системного подхода позволило определить системообразующие факторы двигательной деятельности ски-кроссистов, которыми являются динамическое равновесие на скользящей опоре и в безопорном положении и управление телом во время спуска по трассе. Использование выделенных факторов позволило охарактеризовать ключевые понятия ски-кросса: «Динамическое равновесие ски-кроссиста» и «Двигательная деятельность спортсменов в ски-кроссе». Заключение. Полученные знания о специфике двигательной деятельности создают благоприятные возможности для разработки уровневых оценок различных видов подготовленности ски-кроссистов.

Казарян А.А.

АНАЛИЗ СПОРТИВНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БОРЦОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЛИГИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ НА ОТБОРОЧНОМ ЭТАПЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА202436-42
В статье представлен анализ технико-тактической результативности борцов национальной студенческой лиги борьбы на отборочном этапе (греко-римская и вольная борьба). Приведены статистические данные по командам высших учебных заведений, которые приняли участие в соревнованиях. Цель исследования – провести анализ соревновательной деятельности национальной студенческой лиги спортивной борьбы на отборочном этапе Сибирского федерального округа (СФО). Методы и организация исследования. Исследование проводилось с февраля по октябрь 2023 года. На первом этапе проводился анализ видеоматериалов поединков, протоколов соревнований, на втором – статистическая обработка данных и подведение итогов. В статье представлены следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, видеоанализ поединков и протоколов соревнований, методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. В статье рассматриваются взгляды различных авторов относительно анализа спортивной результативности за различной период, представлен анализ технико-тактических действий на турнире Национальной студенческой лиги. Представлена результативность спортсменов в вольной и греко-римской борьбе, сравнительный анализ студенческой лиги и прогнозирование ее развития. Заключение. Анализ спортивной результативности отборочного этапа (СФО) национальной студенческой спортивной лиги, характеризующей количественные и качественные параметры технико-тактического мастерства борцов, позволяет судить о достойном уровне технико-тактической подготовленности борцов, принимавших участие, хотя по меркам профессиональной лиги PWL они невысоки, но имеют колоссальный потенциал к росту.

Копылов К.В.

Логинова М.А.

Логинова А.А.

СРАВНЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ СПОСОБОМ КРОЛЬ НА ГРУДИ У ПЛОВЦОВ 12-13 ЛЕТ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ УНИЛАТЕРАЛЬНЫЙ И БИЛАТЕРАЛЬНЫЙ ВАРИАНТЫ ДЫХАНИЯ202443-51
Цель исследования: сравнить ряд кинематических и динамических показателей техники плавания способом кроль на груди во время выполнения 30-секундного теста на привязи у пловцов 12-13 лет, предпочитающих билатеральный и унилатеральный варианты дыхания. Методы и организация исследования. Исследовали 14 пловцов-юношей, средний возраст и стаж занятий которых составляли 13,2 ± 0,4 и 6,5 ± 0,8 лет соответственно. Сравнивались две группы пловцов в зависимости от предпочтения варианта дыхания при плавании кролем на груди: «группа 1» – унилатеральное дыхание (n=9), «группа 2» – билатеральное дыхание (n=5). Кинематические показатели были получены с использованием подводной съемки, динамические – с использованием динамометра. Результаты исследования и их обсуждение. Большинство показателей техники плавания статистически значимо не различались в обеих группах (за исключением времени проноса рук над водой, p<0,05). С наступлением утомления количество гребков снижалось, а среднее время гребка увеличивалось в обеих группах. Длина гребка увеличивалась в «группе 2», а в «группе 1», наоборот, снижалась. Показатели силы тяги и коэффициента силовой выносливости значимо не различались (p>0,05). Заключение. В ходе 30-секундного теста на привязи кинематические и динамические показатели техники плавания кролем на груди в группах с билатеральным и унилатеральным вариантами дыхания статистически значимо не различались (кроме фазы проноса рук над водой). Исследование не выявило преимуществ техники плавания кролем на груди с использованием унилатерального дыхания перед билатеральным в изучаемом возрастном периоде.

Куимов В.Ю.

Чикуров А.И.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ВЫРАБАТЫВАЕМОЙ МОЩНОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ УРОВНЯ ГРАДИЕНТА РЕЛЬЕФА202452-59
Цель исследования: провести сравнительный анализ используемых формул вычисления вырабатываемой мощности лыжников-гонщиков с учетом воздействия внешних сил. Методы и организация исследования. Методологию исследования составляют анализ научной литературы по проблеме исследования оценки вырабатываемой мощности при воздействии внешних сил на тело лыжника-гонщика. Результаты исследования и их обсуждение. В видах спорта на выносливость особое значение для построения тренировочного процесса имеет показатель вырабатываемой мощности. Мощность, развиваемая при движении, – одна из ключевых переменных, определяющих соревновательный результат во многих циклических видах спорта. Особое внимание стоит уделить внешним силам, оказывающим влияние на тело лыжника-гонщика в период передвижения спортсмена по лыжной трассе. В процессе специальной физической подготовки следует выделить следующие силы, оказывающие влияние на тело лыжника: силу тяжести, силу трения качения, силу сопротивления воздуха. Заключение. Анализ внешних сил, воздействующих на тело лыжника-гонщика, показал, что результаты вычисления каждой из сил имеют особенности при оценке физических величин, используемых в формуле. Что касается выбора той или иной формулы определения вырабатываемой мощности, то авторы J.F. Moxnes, K. Hausken, O. Sandbakk, E.P. Andersson, K. McGawley используют два идентичных варианта уравнения, в основе которых лежит сумма противодействующих сил.

Лаврентьева Д.А.

АНАЛИЗ ДИАПАЗОНА УГЛА АТАКИ В КРОЛЕ НА ГРУДИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ КОМАНДЫ ВУЗА И МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК202460-67
Цель исследования – изучение пространственной характеристики техники плавания – угла атаки – в разные фазы цикла движений руками в кроле на груди у пловцов команды вуза в сравнении с модельными характеристиками, представленными в специальной литературе. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе учебно-тренировочного комплекса МГАФК. В нем приняли участие квалифицированные пловцы команды МГАФК по плаванию. Для определения искомых данных – диапазона изменения угла атаки – квалифицированных пловцов команды вуза с учетом фазы цикла движений руками в кроле на груди спортсмены с максимальной интенсивностью преодолели со старта отрезок 25 м., его прохождение сопровождалось подводной съемкой, затем видео обрабатывалось при помощи специального программного обеспечения. На стоп-кадрах определялся угол атаки в различные фазы цикла движений руками в кроле на груди. Были использованы три полных цикла движений, определялись средние показатели для дальнейшего анализа и обобщения. Полученные данные сравнивались с модельными характеристиками, представленными в специальной литературе, и данными высококвалифицированного спортсмена. Результаты исследования и их обсуждение. В результате был конкретизирован диапазон показателя угла атаки у пловцов высокой квалификации, выступающих на соревнованиях в рамках студенческого спорта. По результатам, представленным в статье, можно рассматривать показатель угла атаки не только как градиент высокой скорости прохождения дистанции, но и как показатель эффективности техники плавания. Выявлены достоверные различия между спортсменами (девушками и юношами) – представителями команды МГАФК по плаванию. Проанализирована разница полученных данных с данными спортсмена экстра-класса и модельными характеристиками диапазона угла атаки в способе плавания «кроль на груди», представленными в специальной литературе. Заключение. Полученные результаты показали, что чем выше спортивная квалификация спортсмена, тем ближе он к «модельному» диапазону исследуемого показателя. Однако анализ специальной литературы показал, что энергетика и биомеханика техники плавания с течением времени и соответственного эволюционного процесса технической составляющей, уровня специальной физической подготовленности и, как следствие, прироста скорости на различных дистанциях требуют пересмотра.

Мещеряков В.С.

Бабушкин Г.Д.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ202468-73
Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью профессионально значимых физических качеств при подготовке дзюдоистов и их своевременного развития. Цель исследования: экспериментально проверить эффективность разработанной методики физической подготовки дзюдоистов, основанной на сопряженном развитии физических качеств. Методы и организация исследования. Исследование проводилось в 2018-2021 гг. с использованием следующих методов: анализа специальной литературы, педагогического эксперимента, педагогического тестирования и математико-статистического анализа полученных данных. В исследовании были задействованы две группы дзюдоистов: первую группу составили спортсмены спортивной школы – 12 человек первого разряда в возрасте 15 лет; вторую группу – спортсмены-дзюдоисты, курсанты красноярского юридического института МВД в количестве 15 человек (кандидаты в мастера спорта в возрасте 18 лет). Результаты исследования. Разработаны содержание и методика развития физических качеств дзюдоистов методом сопряженного воздействия. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по внедрению физической подготовки в тренировочный процесс дзюдоистов двух групп, занимающихся на тренировочном этапе (первая группа), на этапе совершенствования спортивного мастерства (вторая группа). Развитие физических качеств в обеих группах осуществлялось методом сопряженного воздействия. В конце педагогического эксперимента выявлено значительное (Р < 0,05) повышение уровня развития физических качеств обеих групп: абсолютной силы, силовой выносливости, быстроты и ловкости, взрывной силы, выносливости. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности физической подготовки дзюдоистов, основанной на сопряженном развитии физических качеств, специфичных для дзюдо.

Несмеянов А.И.

Лебединский В.Ю.

ДИНАМИКА СТАНОВОЙ ТЯГИ У ПАУЭРЛИФТЕРОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДИФИЦИРОВАННОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИК ТРЕНИРОВОК В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ202474-79
Цель исследования – разработать модифицированную методику тренировки спортсменов-пауэрлифтеров на соревновательном этапе их подготовки и экспериментально определить ее эффективность. Методы и организация исследования. В эксперименте участвовали 18 студентов мужского пола в возрасте от 18 лет до 21 года, занимающихся пауэрлифтингом, которые были определены в экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Эксперимент включал в себя сравнительные оценки соревновательной становой тяги и тяги с плинтов до начала исследования и в конце наблюдения, где определялся прирост силовых результатов с использованием традиционной и модифицированной методик тренировок по окончании шестинедельного цикла подготовки. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты в контрольных упражнениях, как и собственный вес испытуемых ЭГ и КГ, были близки в начале педагогического эксперимента (Р>0,05). К концу эксперимента у спортсменов ЭГ, использовавших модифицированную методику тренировок, был отмечен значимый (Р<0,05) прирост результатов становой тяги (25,8%/40 кг) и тяги с плинтов (23,2%/40 кг) в сравнении с результатами спортсменов КГ, при этом собственный вес атлетов не имел значимых различий в обеих группах. Заключение. В результате эксперимента установлено, что модифицированная методика тренировки становой тяги оказалась наиболее эффективной при подготовке спортсменов уровня 1-го спортивного разряда и кандидата в мастера спорта (КМС) и может быть использована при подготовке спортсменов данной квалификации.

Померанцев А.А.

Старченков М.Б.

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ОБЗОР ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ НА ПРИМЕРЕ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА202480-89
Любое отклонение движения от оптимальных параметров следует рассматривать как двигательную ошибку, а любая двигательная ошибка негативно влияет на спортивный результат. Преодоление двигательных ошибок является смыслом технической подготовки. Методы и организация исследования. В статье приводятся примеры практического использования различных математико-статистических методов, позволяющих установить влияние биомеханических характеристик и двигательных ошибок на спортивный результат. Применительно к поставленной цели рассматриваются возможности корреляционного анализа, регрессионного анализа, факторного анализа, метода поиска ассоциативных правил, метода нейронных сетей, однофакторного дисперсионного анализа, математического моделирования. Для анализа были использованы четыре массива данных, полученных эмпирически: массив №1 включает данные по 41 спортсмену: кинематические данные спринтерского бега (60 показателей), 5 антропометрических данных, 5 индивидуальных характеристик; массив № 2 включает данные по 36 спортсменам: длину последовательных шагов при спринтерском беге; массив № 3 включает данные по 10 спортсменам: результаты экспертной оценки наличия или отсутствия технических ошибок (16 возможных ошибок) при оценке техники спринтерского бега 10 тренерами; массив № 4 – мгновенная скорость У.Болта, зафиксированная лазерной системой с частотой 100 Гц в процессе установления мирового рекорда на 100 м. Результаты исследования. В статье представлены результаты 8 исследований, опирающихся на различные математико-статистические методы, которые позволили выделить основные подходы к изучению вопроса: качественный и количественный, теоретический и эмпирический, подход на основе изучения одиночного движения, подход на основе изучения двигательного паттерна, подход на основе изучения модели двигательного действия, изучение движений в естественных условиях, в лабораторных условиях, в виртуальной среде, а также описательный и прогностический подходы. Заключение. Выявленные подходы предоставляют исследователям широкие возможности по выбору концепций исследований двигательных ошибок и их влияния на спортивные результаты.

Самсонов И.И.

Сусикова Т.С.

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА КАК СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И (ИЛИ) ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ202490-98
Цель исследования. Разработать предложения по преодолению выявленных противоречий в правовом регулировании подготовки спортивного резерва в условиях гармонизации законодательства. Методы и организация исследования. Результаты получены на основе использования общенаучных методов исследования (анализ, синтез, моделирование), специальных методов юриспруденции (сравнительно-правовой, формально-логический), а также системного (функционально-морфологический) подхода к познанию объекта как системы. Результаты исследования и их обсуждение. Изучено законодательство, регулирующее подготовку спортивного резерва. Это позволило определить пробелы и разрывы в его регулировании, в том числе в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и организации трудовой деятельности. Использование системного (функционально-морфологического) подхода в изучении спортивной подготовки позволило определить наличие сдерживающих рациональное развитие и выпадающих из регулирования спортивной подготовки, но «де-факто» существующих явлений. Описано наличие разрывов в регулировании частей массового спорта и спорта высших достижений как составляющих элементов подготовки спортивного резерва, а также вопросов комплектования групп спортивной подготовки из спортсменов, представляющих профессиональный спорт и любительский спорт и т.д. Заключение. Выявлены основные противоречия в действующем законодательстве, что позволило разработать ряд предложений, внедрение которых повысит качество подготовки спортивного резерва, а также порядок комплектования групп спортсменов, участвующих в спортивных соревнованиях.

Сидоренко А.С.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ И ВОЗРАСТНЫХ ДАННЫХ ФИНАЛИСТОК ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТАНИЯХ202499-104
Цель работы. Определение антропометрических и возрастных данных ведущих легкоатлеток в 4 видах метаний, их сопоставление и анализ динамики изменений как одного из факторов, который может оказывать влияние на спортивные результаты спортсменок. Методы и организация исследования. На основании официальных протоколов World Athletics определялся возраст, росто-весовые данные и ИМТ женщин, финалисток Олимпийских игр во всех 4 видах легкоатлетических метаний, за весь период проведения этих соревнований – с 1928 по 2021 гг. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование показало общую тенденцию к плавному повышению всех исследуемых показателей по всем видам метаний на протяжении ХХ века. При этом в последние 15-20 лет наблюдались значительные изменения антропометрических данных метательниц топ-уровня, которые проявились в повышении весовых значений и ИМТ у толкательниц ядра и метательниц молота при незначительном снижении их ростовых данных и увеличении среднего роста участниц в метании диска. В начале XXI века обозначилась существенная дифференциация росто-весовых показателей представителей толкания ядра и метания диска, которые на протяжении ХХ века находились в одном диапазоне значений. Исследование показало, что в настоящее время ведущие метательницы показывают свои наилучшие результаты в возрасте около 28 лет, который является одним из самых высоких среди всех легкоатлетических видов. Заключение. Выполненная автором работа позволила создать усредненные антропометрические портреты ведущих метательниц мирового уровня, отличающиеся во всех 4 видах легкоатлетических метаний. Результаты работы должны заинтересовать тренеров и специалистов легкой атлетики с точки зрения проведения более грамотного спортивного отбора на этапе выбора атлетом своей окончательной спортивной специализации и построения долгосрочных тренировочных программ.

Табаков А.И.

Коновалов В.Н.

Белов М.К.

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИРОВЫХ РЕКОРДОВ В ТОЛКАНИИ ЯДРА У МУЖЧИН2024105-111
В статье изложены результаты изучения истории развития толкания ядра как вида легкой атлетики. Цель исследования: провести системный анализ эволюции мировых рекордов в толкании ядра у мужчин и выявить факторы, определяющие развитие данного вида легкой атлетики. Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы, протоколов соревнований, динамики мировых рекордов в толкании ядра у мужчин. Результаты исследования. Рост мировых рекордов в толкании ядра у мужчин подвержен строгой закономерности – улучшение результатов происходит по экспоненте. Выделенные периоды роста мировых рекордов в толкании ядра у мужчин отражают господствующую методику тренировки и соответствующую материально-техническую базу определенного этапа развития общества. Определено шесть периодов эволюции толкания ядра как вида легкой атлетики длительностью от 1 года до 40 лет, охватывающих промежутки времени с различной динамикой роста мировых рекордов. В каждом периоде выявлена различная интенсивность роста рекордных результатов, зависящая от совершенствования системы спортивной подготовки (развития двигательных способностей, эволюции техники толкания ядра), социально-политических условий и ряда других факторов. В некоторых периодах отмечаются этапы, характеризующиеся качественными изменениями показателей, например, скачкообразным или постепенным повышением рекордов или их стабилизацией. Заключение. На основе анализа кривой роста рекордов мира в толкании ядра выявлена возможность прогнозирования рекордов в будущем. Предполагается, что дальнейший рост рекордов в большей степени возможен за счет поиска талантов, обладающих уникальным сочетанием морфофункциональных особенностей и физических способностей.

Щапов Е.В.

ПАРАМЕТРЫ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В КОМПЛЕКСНЫХ ТРЕНИРОВКАХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БИАТЛОНИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ2024112-117
В рамках данного исследования параметры тренировочной нагрузки во время комплексных тренировок биатлонистов проверялись на выполнение требований структурного и функционального подобия при совершенствовании двигательных действий соревновательного упражнения в контексте сопряжения гоночной и стрелковой подготовки. Целью данного исследования являлось определение параметров тренировочной нагрузки в комплексных тренировках высококвалифицированных биатлонистов в подготовительном периоде. Методы и организация исследования: анализ протоколов, пульсограмм комплексных тренировок в подготовительном периоде шести высококвалифицированных биатлонисток (1 МСМК, 5 МС). Результаты исследования. Были выявлены пять типов комплексных тренировок биатлонистов. Задачи по совершенствованию двигательных действий при прохождении огневого рубежа решались исключительно методом сопряженного воздействия. Выявлены параметры нагрузки, выполняемой биатлонистами в подготовительном периоде. Заключение. Выявленные параметры тренировочной нагрузки показали, что высококвалифицированные биатлонисты при прохождении огневого рубежа в комплексных тренировках подготовительного периода не достигают функционального соответствия соревновательной деятельности.

Жгир Б.А.

Кудря О.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕГА В ГОРУ И ПОД УКЛОН В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ2024118-125
Цель исследования – сравнить эффективность использования различных комбинаций двух тренировочных средств – «бег в гору» и «бег под уклон» – для совершенствования скоростной выносливости бегуний на длинные дистанции в условиях среднегорья. Методы и организация исследования. В исследовании принимали участие 4 высококвалифицированные спортсменки (3 – МСМК, 1– МС), специализирующиеся в беге на длинные дистанции. Педагогический эксперимент проводили в течение тренировочного мероприятия (ТМ) протяженностью 4 недели в среднегорье. Было проведено 6 тренировок: 3 тренировки состояли из комбинации бега под уклон и бега в гору («вниз–вверх»), и 3 тренировки – из комбинации бега в гору и бега под уклон («вверх–вниз»). Для проведения исследования был выбран наклонный участок трассы протяженностью 1000 м с неравномерным уклоном в диапазоне 2,9-3,8º, с хорошим асфальтовым покрытием. В ходе исследования при проведении тренировочных занятий регистрировали следующие параметры: время пробегания отрезка, частоту шагов, длину большого шага, время большого шага, концентрацию лактата крови, пульсовую стоимость упражнения отдельно по отрезкам и суммарно в серии без учета времени отдыха. Результаты исследования и их обсуждение. Для развития скоростной выносливости в условиях среднегорья предлагается использовать интервальные тренировки на наклонной плоскости (природный рельеф), при этом в качестве средств использовать комбинации «бег в гору-бег под уклон» (вверх–вниз) или «бег под уклон-бег в гору» (вниз–вверх) с малым временем отдыха между отрезками. В ходе исследования установлено, что сумма времени выполнения комбинации «вверх–вниз» меньше времени выполнения комбинации «вниз–вверх» на 16 секунд (4%), пульсовая стоимость ниже на 9% (91 удар). При этом сумма концентрации лактата крови при комбинации «вверх–вниз» составила 67,4 мМоль/л против 49,5 мМоль/л, показанной в комбинации «вниз–вверх». Заключение. Результаты исследования показали, что использование комбинации бега в гору и под уклон в порядке «вверх–вниз» является предпочтительнее, поскольку бег под уклон во второй части беговой серии благоприятно отражается на технике бега и, как следствие, на экономичности бега. Кроме того, мощность и ёмкость анаэробного гликолиза являются взаимодополняющими характеристиками, но именно проявление максимальной мощности способствует развитию резервного гликолитического аппарата. Однако для решения определённых тактических и технических задач эти тренировочные средства являются взаимодополняющими для совершенствования скоростной выносливости бегуний на длинные дистанции.

Псеунок А.А.

Чамокова А.Я.

Беслангурова З.А.

Пустовет Д.А.

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ЮНЫХ САМБИСТОВ 14-16 ЛЕТ2024126-132
Цель исследования – анализ сердечного ритма и показателей внешнего дыхания у юношей 14-16 лет, занимающихся самбо. Методы и организация исследования: измерения вариабельности сердечного ритма (ВСР) проводились на "Поли-Спектр-12", данные анализировались с помощью программного обеспечения. Исследовались следующие параметры: мода (Мо), вариационный размах (ВР), амплитуда моды (АМо) и индекс напряжения (ИН). Функция внешнего дыхания определялась на приборе "Спиро-Спектр" с программным обеспечением от компании "НейроСофт". До настоящего времени встречаются единичные работы, посвящённые вариабельности показателей внешнего дыхания. В своём исследовании мы анализировали следующие показатели: жизненную ёмкость лёгких, дыхательный и резервный объем вдоха. Обследование проводилось в начале (осень) и в конце (весна) тренировочного макроцикла, в котором принимали участие 58 самбистов в возрасте 14-16 лет. Результаты исследования и их обсуждение: установлено, что к концу исследования происходит значительное увеличение индекса напряжения после дозированной физической нагрузки, что свидетельствует о вовлечении центрального контура регуляции. А это в свою очередь вызывает напряжение регуляторных механизмов. Выявлено, что жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) у обследованных достоверно увеличивается к концу 2-го года исследования и достигает величины 6,33±0,93 л. Это указывает на высокую сократительную способность дыхательных мышц и хорошую адаптацию дыхательной системы у мальчиков в возрасте 14-16 лет. Выявленное увеличение жизненной ёмкости лёгких и дыхательного объёма повышает резервные возможности системы дыхания, способствует улучшению мышечной силы, выносливости, обеспечению кислородного гомеостаза, что может являться пусковым механизмом адаптационно-компенсаторной реакции. Выводы: 1. К концу 2-го года исследования происходит значительное увеличение индекса напряжения после тестирующей физической нагрузки, в результате чего усиливается влияние центрального контура в регуляции сердечного ритма. 2. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) у обследованных показывает достоверное увеличение к концу 2-го года исследования и достигает величины 6,33±0,93 л. Этот показатель характеризует хорошую адаптацию дыхательной системы у самбистов в возрастной категории 14-16 лет. Также можно говорить о высокой сократительной способности дыхательных мышц.

Зотова Ф.Р.

Мавлиев Ф.А.

Иванова Е.С.

Гончаренко Д.И.

Хрущева Р.Ш.

ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЖЕНЩИН 45-60 ЛЕТ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОЛГОЛЕТИЯ2024133-140
Цель исследования: выявить особенности физической подготовленности, психофизиологических и морфофункциональных показателей женщин 45-60 лет, обусловливающих создание интеграционной технологии обеспечения трудового долголетия средствами физической культуры. Методы и организация исследования. В работе были использованы следующие методы исследования: методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко; антропометрия; исследование состава тела анализатором «МЕДАСС»; стабилометрия; тестирование физической подготовленности; оценки тяжести симптомов, вызванных физической нагрузкой, по шкале Борга; методы математической статистики. К исследованию были привлечены 155 женщин 45-60 лет, представляющих профессии типа «человек-человек» и «человек-знаковая система». Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены особенности морфологических показателей, состава тела, уровня эмоционального выгорания, показателей функции равновесия и физической подготовленности женщин 45-60 лет, которые необходимо учитывать при разработке интеграционной технологии обеспечения трудового долголетия с использованием потенциала физической активности. Заключение. Функциональные показатели женщин 45-60 лет предопределяют содержание интеграционной технологии обеспечения их трудового долголетия средствами физической культуры.

Копейкина Е.Н.

Кондаков В.Л.

Волошина Л.Н.

Бочарова В.И.

Кормакова В.Н.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ2024141-150
Цель исследования: оценить влияние академических занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту на двигательную активность студентов. Методы и организация исследования. Исследование проводилось с сентября 2023 года по январь 2024 года. В исследовании приняли участие 330 студентов 1-2-го курсов НИУ БелГУ, из них 180 девушек и 150 юношей. Были сформированы 22 группы. Методы исследования: изучение, анализ, сопоставление данных научно-методической литературы, результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, шагометрия, корреляционный анализ, методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. Корреляционная зависимость слабой силы отмечена только у девушек и юношей, по состоянию здоровья относящихся к основной медицинской группе (девушки ОМГ – r = 0,34; юноши ОМГ – r = 0,36). У студентов специальной медицинской группы зависимости не обнаружено. Были выявлены достоверные различия в показателях шагометрии. Занятия одним видом двигательной активности (спорта) в рамках предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» не оказывают существенного влияния на показатели двигательной активности студентов. Заключение. Оценка влияния академических занятий в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» на показатели среднесуточной шагометрии показала, что занятия видами двигательной активности аэробной направленности и спортивными играми позволяют студентам выполнить норму среднесуточной двигательной активности, рекомендованную ВОЗ. Другие виды двигательной активности (спорта) не позволяют достичь нормативного количества локомоций. Можно рекомендовать студентам, для которых характерен малоподвижный образ жизни, выбирать для самостоятельных тренировок и занятий в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» двигательную активность (спорт), связанную с аэробными нагрузками или спортивными играми. Студентам, образ жизни которых имеет высокоинтенсивный характер, можно выбирать другие виды двигательной активности (спорта).

Мосунова М.Д.

Григорьева Д.В.

ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ЛИЦ С ЭПИЛЕПСИЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛУБОКОГО БАССЕЙНА2024151-159
Цель исследования: определить основные особенности обучения плаванию лиц с эпилепсией в условиях глубокого бассейна, не сопровождающей серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата и другие сложные сочетанные заболевания. Методы и организация исследования: исследование проводилось профессорско-преподавательским составом, студентами, магистрантами и аспирантами кафедры теории и методики гидрореабилитации Института адаптивной физической культуры и кафедры теории и методики плавания на базе плавательного бассейна НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в период с 1996 по 2019 гг. Методы исследования: анализ надводной и подводной фото- и видеосъёмки практических занятий тренера с учеником в условиях глубокого бассейна; обобщение многолетнего авторского опыта в области гидрореабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (включая учеников с эпилепсией); педагогические наблюдения с использованием регистрации частоты сердечных сокращений на мониторах POLAR ELECTRO ACCUREX PLUS и POLAR S610T, POLAR S810TM (более 250 занятий) с непрерывной записью R-R-интервалов (23 занятия); педагогический эксперимент. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования позволили определить особенности процесса начального обучения плаванию лиц с эпилепсией в условиях глубокого бассейна, выявить предвестники начала развития эпилептического припадка у ученика в условиях водной среды, проанализировать возможные причины возникновения эпилептического припадка во время занятия; теоретически разработать и экспериментально обосновать алгоритм последовательности действий тренера при эпилептическом припадке у ученика, направленный на предотвращение возможного утопления. Заключение. Профессиональные знания тренера о специфике процесса начального обучения плаванию лиц с эпилепсией могут предупредить развитие эпилептического припадка и предотвратить утопление ученика в условиях глубокого плавательного бассейна, а также безопасно и эффективно организовать сам процесс обучения.

Мутьев А.В.

Коваленко Ю.А.

Юнус М.А.

СТАНОВЛЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В КРЫМУ2024160-168
Цель исследования заключается в рассмотрении деятельности органов Всеобуча по развитию физической культуры в Крыму в первые годы после установления советской власти. Методы и организация исследования. В процессе работы использовали анализ и обобщение научных публикаций и архивных документов, общенаучные и общеисторические методы исследований. Результаты исследования и их обсуждение. В первые годы после установления советской власти в Крыму дело военного обучения и развития физической культуры было возложено на органы Всевобуча, образованные при военкоматах разного уровня. Их работа была развернута в полной мере после окончательного установления советской власти в Крыму в ноябре 1920 г. Органы Всевобуча при военкоматах предпринимали меры по сохранению спортивного инвентаря и учету спортивных инструкторов, постановке на воинский учет и практической организации допризывной подготовки молодежи на специальных площадках. Параллельно с этим шло формирование системы массового физического воспитания населения путем создания и деятельности при органах Всевобуча спортивных клубов. Заключение. Органы Всевобуча играли важную роль в первоначальном становлении системы военного обучения, однако были ограничены в решении масштабных задач массового развития физической культуры и спорта, что вызвало необходимость формирования гражданской структуры для их развития в Крыму и отделения подготовки допризывной молодежи от массовой физкультурной работы среди разных групп населения.

Мухина М.П.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ НАПРАВЛЕННОГО И КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ2024169-174
Цель исследования: выявить физическую подготовленность младших школьников в условиях двух- и четырехлетней реализации направленного и комплексного физического воспитания. Методы и организация исследования. Исследования носили лонгитудинальный характер и проводились в период с 2004 г. по 2022 г. на базе общеобразовательных организаций Омской области, гг. Омска и Павлодара (РК) в условиях направленного и комплексного физического воспитания (НФВ и КФВ) продолжительностью в два и четыре года. Педагогические контрольные испытания проводились по тестам, рекомендованным А.А. Зданевичем, А.И. Кравчуком, В.И. Ляхом. Результаты исследования и их обсуждение. В условиях НФВ сенситивными периодами в развитии физических качеств являются у мальчиков 8-й и 10-й г.ж., у девочек – 8-й, 10-й и 11-й г.ж. Наличие сенситивных периодов не реализуется в повышении уровня развития статической силы и скоростно-силовой выносливости. У более половины школьников на начало следующего учебного года во всех показателях физической подготовленности отмечается несоответствие нормативным значениям. В условиях КФВ сенситивными периодами в развитии физических качеств, как у мальчиков, так и у девочек, являются 8-й и 11-й г.ж. Развитие физических качеств носит поступательный и равномерный характер, поскольку более половины школьников сохраняют на начало следующего учебного года нормативные значения физической подготовленности, а по его окончании – превышают. Заключение. Независимо от продолжительности педагогических воздействий сенситивными периодами в развитии физических качеств у младших школьников в условиях НФВ являются 8-й и 10-й г.ж. В условиях КФВ продолжительность педагогических воздействий имеет значение. Сенситивными периодами в развитии физических качеств являются при четырехгодичных воздействиях – 8-й и 11-й г.ж., при двухгодичных – 8-й и 10-й г.ж.

Шумова А.Л.

Толстова Т.И.

Тарасенко Н.И.

Антонович М.Н.

Максимцева Е.А.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ В ВОПРОСАХ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ2024175-180
Цель исследования: изучить осведомленность будущих специалистов первичной медико-санитарной помощи по вопросам медицинского сопровождения спортсменов и лиц, активно занимающихся физкультурой, для определения образовательных барьеров и стратегий их преодоления в части актуальных вопросов спортивной медицины. Методы и организации исследования. В исследовании приняли участие 75 студентов медицинского университета. Опрос проводился онлайн с использованием нескольких блоков вопросов: по оценке осведомленности об особенностях работы с лицами, занимающимися физкультурой и спортом, по диагностике и оценке готовности к оказанию медицинской помощи при спортивных травмах, оценке личного отношения к физической активности и оценке своих знаний и определению вопросов для дальнейшего обучения. Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам нашего исследования, образовательные стратегии в области спортивной медицины должны опираться на повышение осведомленности студентов по следующим вопросам: особенности тренировки при занятиях населения различными видами спорта; механизмы развития спортивных травм и подходы к их профилактике и медицинской реабилитации. Заключение. Междисциплинарный подход в подготовке специалистов по спортивной медицине объединяет усилия врачей разных специальностей, однако в обучении специалистов различного профиля спортивное образование не находит отражения. Признавая эту необходимость, программы обучения, как по лечебной физкультуре, так и по профилактической медицине и медицинской реабилитации должны развиваться в части освещения вопросов спортивной медицины в различных клинических аспектах.

Артемьев Р.В.

СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ФИДЖИТАЛ-СПОРТ2024181-186
Цель исследования. Проанализировать состояние развития студенческого Фиджитал-спорта и приоритетные направления его развития. Методы и организация исследования. В рамках исследования нами было проведено анкетирование 1000 студентов, а также опрос специалистов по развитию физической культуры и спорта (ФКиС), в частности, киберспорта и Фиджитал-спорта в высших и специальных учебных заведениях Республики Татарстан. Обработка полученных данных анкетирования и опроса проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Office Excel 2007. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило установить, что 79% опрошенных студентов играют в компьютерные игры с различной периодичностью, что свидетельствует о высокой популярности игровой культуры среди данной аудитории. Интерес к Фиджитал-спорту проявляют 51% опрошенных, 55% считают, что Фиджитал-спорт важен для развития современной молодежи, 77% отмечают свое положительное отношение к внедрению Фиджитал-спорта как официального вида спорта в учебные заведения, при этом интерес к участию в студенческих турнирах по Фиджитал-дисциплинам проявляют 85%. Анализ опроса специалистов показал, что учебные заведения стремятся поддерживать заинтересованность студентов в развитии Фиджитал-спорта. Так, 57% готовы предоставлять необходимое финансирование, 35% опрошенных отметили, что на базе уже существующего в их учебном заведении киберспортивного клуба созданы условия для развития Фиджитал-спорта. Наряду с растущим интересом студентов к Фиджитал-спорту средний балл оценки уровня оснащенности учебных заведений для подготовки спортсменов по Фиджитал-дисциплинам составил 3,8 балла из 5, указывая на недостаточное материально-техническое обеспечение. Кроме того, средний балл оценки кадрового обеспечения составил 3,6 балла из 5, что указывает на нехватку квалифицированных кадров для развития Фиджитал-спорта в вузах и ССУЗах РТ. Заключение. Результаты проведенного исследования дают основание утверждать, что в настоящее время рынок Фиджитал-спорта находится на пике своей популярности среди молодежи, в том числе студентов. В настоящее время в вузах и ССУЗах РТ отмечается высокая готовность к организации тренировочного и соревновательного процесса, однако все это сдерживают такие факторы, как нехватка специалистов, в том числе судей, низкое материально-техническое оснащение, скептицизм специалистов к сфере онлайн-спорта, риски негативного отзыва общественности, недостаточность знания и опыта в организации подготовки и проведения мероприятий по Фиджитал-спорту.

Гореликов В.А.

Зайцев В.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРОДАЖ БИЛЕТНЫХ ПРОГРАММ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ В СПОНСОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФК «ДИНАМО»2024187-193
Цель исследования – получить информацию для построения эффективной маркетинговой работы футбольного клуба, которая поможет в поиске новых корпоративных клиентов и увеличении доходов. Методы и организация исследования. Основными методами, использованными при проведении данного эксперимента, являются контент-анализ, исследования работы с билетными программами на спортивном рынке и изучение практических решений. Источниками информации стали отчетные и аналитические материалы, интервью специалистов и маркетологов в области реализации билетных программ, литературные источники, статьи по работе с маркетинговыми продуктами футбольных лиг и клубов, сайты данных структур. Результаты исследования. По итогам проведенной работы были определены основные направления и возможности для увеличения доходов от реализации билетных программ футбольного клуба. Заключение. Для увеличения доходов от реализации билетных программ футбольного клуба предлагается расширить канал корпоративных продаж и ассортимент предлагаемых продуктов.