Автор диссертации | Наименование диссертации | Шифр научной специальности | Наименование научной специальности | Тип диссертации | Год защиты | |
---|---|---|---|---|---|---|
Пугачева А.Ф. | Физическая подготовка обучающихся сельских школ Республики Саха (Якутия) на основе национальных видов спорта и народных игр | 5.8.4 | Физическая культура и профессиональная физическая подготовка | кандидатская | 2023 | |
Выявлены особенности функционального состояния, физического развития и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет в сельских школах Республики Саха (Якутия) относительно региональных и возрастных нормативов, отношения обучающихся и их родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом и их мотивационно-ценностного отношения к подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО. Впервые систематизированы и классифицированы доступные для обучающихся сельских школ Республики Саха (Якутия) национальные виды спорта и народные игры Республики Саха (Якутия) с учетом их влияния на развитие физических качеств и эффективность подготовки к выполнению норм ГТО. Впервые научно обоснована и разработана методика физической подготовки обучающихся сельских школ Республики Саха (Якутия) на основе национальных видов спорта и народных игр, состоящая из практико-ориентированного и ценностно-мотивационного разделов. Экспериментально доказана эффективность разработанной методики физической подготовки обучающихся сельских школ Республики Саха (Якутия), что выражается в повышении функционального состояния и физической подготовленности обучающихся, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. | ||||||
Тришин Е.С. | Физиологические особенности функциональных асимметрий, пространственно-временных свойств и позной устойчивости квалифицированных спортсменов, специализирующихся в настольном теннисе | 03.03.01 | Физиология | кандидатская | 2015 | |
Выявлены особенности индивидуального профиля асимметрии, а также его сенсорного и моторного компонентов, которые заключаются: а) в преобладании у подавляющего большинства спортсменов функционального «правшества» моторики рук и ног, а также зрения; б) в «левшестве» слуха у 60% теннисистов; в) в отсутствии амбидекстрии для всех моторных и сенсорных компонентов ИПА; г) в односторонней функциональной моторной асимметрии для руки и ноги («пп» и «ЛЛ») у 92% спортсменов. Физиологические закономерности, сформулированные в виде положений и выводов диссертационного исследования, могут применяться при преподавании различных дисциплин в физкультурных, медицинских и педагогических вузах, а также в процессе повышения квалификации тренеров и учителей физической культуры. | ||||||
Манько Л.Г. | Развитие гибкости у гимнасток 10–12 лет на основе сопряжённой физико-технической подготовки | 13.00.04 | Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | кандидатская | 2015 | |
1. Впервые систематизированы средства хореографической и сопряжённой физико-технической подготовки, применяемые для целенаправленного развития гибкости позвоночного столба и подвижности в суставах тела у гимнасток 10–12 лет, выступающих по программе первого спортивного разряда. 2. Определены модельные требования, предъявляемые к гимнастическим элементам, связанным с демонстрацией гибкости, в соответствии с Правилами соревнований и на их основе составлен «гомогенный тестовый профиль» для проверки уровня развития этой физической способности у гимнасток 10–12 лет. 3. Впервые разработана методика сопряжённой физико-технической подготовки по целенаправленному развитию гибкости, учитывающая специфику упражнений на видах гимнастического многоборья, в структуре учебно-тренировочного процесса гимнасток, выступающих по программе первого спортивного разряда. | ||||||
Кузьмина Ж.И. | Разработка дифференцированных подходов к профилактике воспалительных заболеваний пародонта у спортсменов олимпийского резерва | 14.01.14 | Стоматология | кандидатская | 2015 | |
Впервые получены сведения о распространённости хронических воспалительных заболеваний пародонта у спортсменов олимпийского резерва в вольной борьбе; при этом выявлено преобладание генерализованного пародонтита; впервые представлены сведения об угнетение функциональной активности слюнных желёз на пике и снижении тренировочных нагрузок; установлены новые данные о снижение уровня секреторного иммуноглобулина А (sIgA) у спортсменов с интактным пародонтом и при отягощённости хроническими воспалительными заболеваниями пародонта; выявлено снижение уровня sIgA и ИЛ-2, повышение уровней ИЛ-6 и ИЛ-8 в постфинишном периоде (по сравнению с предстартовым периодом) у всех наблюдаемых спортсменов. Обоснована целесообразность включения в комплекс профилактических мероприятий для спортсменов вольной борьбе препаратов, способствующих повышению уровня sIgA. | ||||||
Ли Сюнь | Индивидуализация двигательных режимов в физическом воспитании студенток с учетом особенностей их телосложения | 5.8.4 | Физическая культура и профессиональная физическая подготовка | кандидатская | 2023 | |
В исследовании впервые выявлены особенности влияния четырех двигательных режимов (плавания, баскетбола, волейбола, фитнес-аэробики) на морфофункциональное развитие, двигательную подготовленность, физическую работоспособность и состояние систем регуляции сердечного ритма студенток основной медицинской группы разных типов телосложения; выявлены двигательные режимы, наиболее эффективно влияющие на различные компоненты физического состояния девушек разных соматотипов; разработана, экспериментально обоснована и внедрена технология физической подготовки студенток основной медицинской группы, учитывающая эффективность различных двигательных режимов для девушек разных типов телосложения. | ||||||
Рогов Ю.Н. | Формирование у юных борцов навыков распознавания образа специфической ситуации для выполнения атакующего действия | 13.00.04 | Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | кандидатская | 2015 | |
Выделено предметное содержание (информационные модели) типичных специфических ситуаций для проведения атакующих действий в соревновательном взаимодействии борцов вольного стиля; выявлены средства и методы, используемые в учебно-тренировочном процессе для воспитания специальных интеллектуальных способностей спортсменов-единоборцев. Разработана и экспериментально апробирована методика формирования у юных борцов вольного стиля навыков распознавания образа специфической ситуации для выполнения атакующего действия; экспериментально доказано положительное влияние предлагаемой методики на результативность и зрелищность соревновательной деятельности борцов вольного стиля. | ||||||
Шепляков А.С. | Регулирование двигательной активности студентов с использованием информационных технологий | 5.8.4 | Физическая культура и профессиональная физическая подготовка | кандидатская | 2023 | |
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможностях практического применения разработанного алгоритма регулирования двигательной активности студентов с применением чат-бота приложения «Telegram», способствующего подготовке студентов к самостоятельному использованию средств регулирования двигательной активности. Практический интерес представляют разработанные чат-бот приложения «Telegram» с использованием информационных технологий, осуществляющий 10 моделирование ежедневной двигательной активности студентов и мониторинг полученных данных в суточном, недельном, месячном и семестровом цикле, а также методические рекомендации по содержанию и механизмам взаимодействия «преподаватель-студент» на этапе подготовки и реализации чат-бота приложения «Telegram». | ||||||
Плещёв И.Е. | Персонализация физической реабилитации пожилых людей различных соматотипов с саркопенией | 3.1.33 | Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия | кандидатская | 2023 | |
Реализован персонализированный подход к принятию решения о выборе реабилитационных мероприятий, который в дальнейшем позволяет использовать существующий вариант решения задач в случаях, которые ситуационно идентичны рассматриваемым. Разработан способ индивидуализированного выбора реабилитационных мероприятий пожилых людей с саркопенией, позволяющий в результате учета клинических критериев, отражающих индивидуальное состояние пациента, повысить эффективность реабилитационных мероприятий. После завершения программы реабилитации, основанной на индивидуально-групповом протоколе отсутствие признаков заболевания выявлено в 1/3 случаев (n=29; 32,5%). Предложенный протокол позволяет врачу подобрать пациентоориентированный вариант рекомендаций по профилактике возможных осложнений и наиболее эффективный для оптимизации реабилитации пожилых людей с саркопенией. | ||||||
Хмелёва Е.П. | Психолого-педагогический отбор борцов-самбистов на этап начальной подготовки в школу олимпийского резерва | 13.00.04 | Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | кандидатская | 2015 | |
Теоретически разработана, экспериментально обоснована и внедрена методика поэтапного комплексного психолого-педагогического отбора детей младшего школьного возраста на ЭНП в специализированные школы самбо. Разработано поэтапное психологическое сопровождение отбора детей в специализированные школы самбо. | ||||||
Шепелев А.А. | Методика занятий легкой атлетикой с детьми 5–7 лет на основе интеграции образовательных областей программы дошкольного образования | 5.8.4 | Физическая культура и профессиональная физическая подготовка | кандидатская | 2023 | |
Выявлены предпосылки для занятий легкоатлетическими упражнениями в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с детьми 5–7 лет на основе интеграции образовательных областей программы детского сада/ Определены биомеханические особенности выполнения детьми легкоатлетических упражнений; раскрыты возможности легкой атлетики как вида двигательной активности, обеспечивающего интеграцию образовательных областей программы дошкольного образования в детском саду. Разработана модель формирования основ легкоатлетической культуры личности детей 5–7 лет; разработаны тренировочные устройства и нестандартное оборудование для формирования основ техники выполнения легкоатлетических упражнений и коррекции двигательных ошибок, а также обеспечивающих условия для интеграции двигательной и познавательной деятельности детей. Разработана и экспериментально доказана методика занятий легкой атлетикой с детьми 5–7 лет на основе интеграции образовательных областей программы детского сада с применением тренировочных устройств и нестандартного оборудования, способствующая формированию целевых ориентиров дошкольного образования и переходу к формированию универсальных учебных действий в начальной школе. |