Библиотека

Автор диссертацииНаименование диссертацииШифр научной специальностиНаименование научной специальностиТип диссертацииГод защиты
Успенская Ю.К.Персонализация методов лечебной физкультуры в медицинской реабилитации детей раннего возраста с муковисцидозом
3.1.33
14.03.11
Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия
Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия
кандидатская2023
Установлено, что иcходное физическое состояние пациентов раннего возраста с муковисцидозом характеризуется достоверным снижением величин отдельных показателей (масса тела, окружность грудной клетки в паузе) и уровня физического развития до низких и ниже среднего величин, дисгармонизацией физического развития (до 93,9% детей); увеличением количества пациентов микросоматотипа (до 61,1% детей) и с задержкой темпа биологического созревания (до 47,8% детей); атипичной реакцией на физическую нагрузку (до 87,0% детей). Выявлено, что при реализации программы реабилитации у детей основной группы происходит оптимизация физического развития – прирост массы тела до уровня практически средних величин возрастной группы, оптимизация соматотипа (формирование мезосоматотипа у 55,6% детей), гармонизация физического развития (гармоничное у 19,5% детей), формирование среднего темпа биологического созревания у 69,4% детей, типичная реакция кардиореспираторной системы на физическую нагрузку (у 66,7% детей). Созданы персонализированные конспекты процедур: комплексы упражнений, медицинского массажа, виброкинезиотерапии для медицинской реабилитации детей раннего возраста с муковисцидозом. Наиболее значимым оказалось включение средств ЛФК в программу МР для показателей функции кардио-респираторной системы (нарушение сатурации О2 – значимо на 82%, тип реакции на нагрузку – значимо на 94%), для показателей интегральной характеристики развития детей (на гармоничность физического развития – значимо на 80%, интегральный темп развития - значимо на 89%, микросоматотип ребенка – значимо на 78%, ретардацию развития – значимо на 83%, моторное развитие – значимо на 93%). Научно обоснованы предложения по внедрению алгоритма персонализированного подбора дозировки физической нагрузки, оценочной шкалы диагностики реабилитационного потенциала, что позволяет обеспечить достоверное увеличение значений показателя сатурации О2 (с 94,53±0,32 ед. до 98,06±0,20 ед). pdf
Шепелев А.А.Методика занятий легкой атлетикой с детьми 5–7 лет на основе интеграции образовательных областей программы дошкольного образования
5.8.4
Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
кандидатская2023
Выявлены предпосылки для занятий легкоатлетическими упражнениями в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с детьми 5–7 лет на основе интеграции образовательных областей программы детского сада/ Определены биомеханические особенности выполнения детьми легкоатлетических упражнений; раскрыты возможности легкой атлетики как вида двигательной активности, обеспечивающего интеграцию образовательных областей программы дошкольного образования в детском саду. Разработана модель формирования основ легкоатлетической культуры личности детей 5–7 лет; разработаны тренировочные устройства и нестандартное оборудование для формирования основ техники выполнения легкоатлетических упражнений и коррекции двигательных ошибок, а также обеспечивающих условия для интеграции двигательной и познавательной деятельности детей. Разработана и экспериментально доказана методика занятий легкой атлетикой с детьми 5–7 лет на основе интеграции образовательных областей программы детского сада с применением тренировочных устройств и нестандартного оборудования, способствующая формированию целевых ориентиров дошкольного образования и переходу к формированию универсальных учебных действий в начальной школе. pdf
Пугачева А.Ф.Физическая подготовка обучающихся сельских школ Республики Саха (Якутия) на основе национальных видов спорта и народных игр
5.8.4
Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
кандидатская2023
Выявлены особенности функционального состояния, физического развития и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет в сельских школах Республики Саха (Якутия) относительно региональных и возрастных нормативов, отношения обучающихся и их родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом и их мотивационно-ценностного отношения к подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО. Впервые систематизированы и классифицированы доступные для обучающихся сельских школ Республики Саха (Якутия) национальные виды спорта и народные игры Республики Саха (Якутия) с учетом их влияния на развитие физических качеств и эффективность подготовки к выполнению норм ГТО. Впервые научно обоснована и разработана методика физической подготовки обучающихся сельских школ Республики Саха (Якутия) на основе национальных видов спорта и народных игр, состоящая из практико-ориентированного и ценностно-мотивационного разделов. Экспериментально доказана эффективность разработанной методики физической подготовки обучающихся сельских школ Республики Саха (Якутия), что выражается в повышении функционального состояния и физической подготовленности обучающихся, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. pdf
Хаустова Е.Г.Адаптивное физическое воспитание младших школьников с задержкой психического развития с использованием средств вестибулярной гимнастики
5.8.6
Оздоровительная и адаптивная физическая культура
кандидатская2023
Определены особенности вестибулярно-сенсорной системы учащихся младших классов с задержкой психического развития в сравнении с нормотипичными детьми. Установлена взаимосвязь между уровнем проявления вестибулярной устойчивости и показателями психической подготовленности учащихся младших школьников. Разработаны и обоснованы средства целенаправленного коррекционно-развивающего воздействия на вестибулярно-сенсорный аппарат учащихся младших классов с задержкой психического развития. Разработана методика адаптивного физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития с использованием средств вестибулярной гимнастики. Получены новые данные об улучшении уровня познавательных процессов и физического состояния учащихся с задержкой психического развития в результате применения разработанной методики.pdf
Ли СюньИндивидуализация двигательных режимов в физическом воспитании студенток с учетом особенностей их телосложения
5.8.4
Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
кандидатская2023
В исследовании впервые выявлены особенности влияния четырех двигательных режимов (плавания, баскетбола, волейбола, фитнес-аэробики) на морфофункциональное развитие, двигательную подготовленность, физическую работоспособность и состояние систем регуляции сердечного ритма студенток основной медицинской группы разных типов телосложения; выявлены двигательные режимы, наиболее эффективно влияющие на различные компоненты физического состояния девушек разных соматотипов; разработана, экспериментально обоснована и внедрена технология физической подготовки студенток основной медицинской группы, учитывающая эффективность различных двигательных режимов для девушек разных типов телосложения.pdf
Логинов Д.В.Педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя в вузе
5.8.4
Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
кандидатская2023
Научно обоснована идея исследования, которая состоит в том, что физкультурно-оздоровительная деятельность преподавателя в вузе, организованная на принципах индивидуально-дифференцированного подхода и предполагающая систематические спортивно-оздоровительные занятия, обеспечивает улучшение функционального состояния и повышение уровня физической подготовленности, выраженное в оптимальном уровне функционирования организма для обеспечения высокой работоспособности преподавателя в вузе, что расширяет рамки сложившегося представления на исследуемый процесс. Уточнено понятие «физкультурно-оздоровительная деятельность преподавателя в вузе», которое рассматривается как процесс организованных занятий со спортивно-оздоровительной направленностью и реализуется на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возрастных, гендерных, типологических особенностей личности, опирается на дидактические принципы формирования интереса и осознания необходимости занятий физическими упражнениями, что способствует обеспечению физической работоспособности педагогов. Разработано и внедрено педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя в вузе, реализация которой способствует улучшению функционального состояния и повышению уровня физической подготовленности преподавателей и создает предпосылки к развитию научного направления о ценности физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя вуза. Определены и охарактеризованы критерии комплексного контроля над функциональным состоянием (соответствие функциональных показателей, частота сердечных сокращений в покое сидя, функциональная проба) и уровнем физической подготовленности преподавателя в вузе, что позволило определить участие различных функциональных систем в адаптации целого организма к физической нагрузке, своевременно дозировать и координировать физическую нагрузку скоростно-силового характера, оценивая её кумулятивный эффект. Разработана и реализована программа спортивно-оздоровительных занятий как структурной компоненты физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя в вузе, включающая физические упражнения с постепенно возрастающей физической нагрузкой, систематическое выполнение которых обеспечивает улучшение их функционального состояния и повышение уровня физической подготовленности, что выражается в оптимальном уровне функционирования организма для обеспечения высокой работоспособности.pdf
Сафонова О.А.Структура и содержание профессионально-прикладной физической подготовки студенток строительных специальностей
5.8.4
Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
кандидатская2023
Выявлены средства и методы, способствующие повышению уровня здоровья студенток строительных специальностей с сопряженным развитием профессионально значимых физических качеств и способностей будущих специалистов. Определены компоненты структуры и содержание профессионально-прикладной физической подготовки студенток строительных специальностей, способствующие обеспечению целостности организации процесса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» и развитию профессионально значимых физических качеств у будущих специалистов. Предложена методика профессионально-прикладной физической подготовки студенток на основе комплексного применения традиционных форм обучения, актуализации самостоятельной работы и интеграции современных информационных технологий в учебном процессе с учетом специфики строительных специальностей.pdf
Скиба И.А.Программно-содержательное обеспечение профессионально-прикладной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело»
5.8.4
Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
кандидатская2023
Определены профессионально значимые качества и способности врача-терапевта участкового: физические качества и двигательные способности (выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость, быстрота реакции, статическая выносливость, точность мышечных усилий); функциональные способности (устойчивость нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физическая работоспособность); психологические качества (оперативная и долговременная память, устойчивость внимания, концентрация внимания, объем внимания, распределение внимания). Составлена профессиограмма трудовой деятельности врача-терапевта участкового, состоящая из разделов, в которых представлены типы и виды деятельности с характеристикой особенностей и специфики их труда: степень тяжести и напряженности профессиональной деятельности; режим труда и отдыха; эмоциональное напряжение; интеллектуальная напряженность; степень вредности и опасности профессиональной деятельности; психофизические качества, двигательные и функциональные способности; личностные качества. Разработано программно-содержательное обеспечение профессионально-прикладной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело», реализуемое в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в модуле «Физическая подготовка» как отдельный раздел, включающий широкий арсенал средств, подобранных с учетом особенностей и специфики их будущей профессиональной деятельности в качестве врача-терапевта участкового.pdf
Степченкова О.П.Соревновательно-игровая методика повышения физической подготовленности студенток технического вуза
5.8.4
Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
кандидатская2023
Обоснована соревновательно-игровая методика, направленная на повышение уровня физической подготовленности студенток технического вуза, включающая 3 педагогических модуля физического совершенствования: 1) «базово-формирующий»; 2) «образовательно-тренировочный»; 3) «физкультурно-спортивного совершенствования». Сформированы средства, применяемые в составе соревновательно-игровой методики в каждом модуле для каждой из частей занятия, к ним относятся: игровые упражнения и формы, подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам и др., целью которых было формирование у студенток технического вуза умений в соревновательно-игровых действиях и создание целостного представления о соревновательно-игровой деятельности (1 курс); формирование умений и навыков в соревновательно-игровых двигательных действиях (2 курс); закрепление и совершенствование у студенток технического вуза навыков в соревновательно-игровых действиях (3 курс).pdf
Ржевский Э.Ю.Методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
5.8.5
Теория и методика спорта
кандидатская2023
Обоснована необходимость учета специфических образовательных запросов и сохранных возможностей детей со спастической диплегией и обеспечения равных воспитательных и специальных образовательных условий для них и их полноценно развивающихся сверстников в инклюзивном физическом воспитании. Разработана методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования, обеспечивающая равные воспитательные и специальные образовательные условия для дошкольников со спастической диплегией и нормотипичных детей. Получены новые объективные данные о состоянии здоровья, морфофункциональном развитии и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста со спастической диплегией и их полноценно развивающихся сверстников, доказывающие эффективность педагогического воздействия экспериментальной методики. pdf